издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистрали Бориса Луковникова

Главный специалист дорожного департамента ЗАО «Иркутскгипродорнии» Борис Луковников отдал дорожному строительству 50 лет из своих 73-х. Вообще, он не собирался становиться дорожником. В родном посёлке Русская Сенда Республики Марий Эл закончил семилетку, в соседнем – 10 классов, после чего направился в Саратовский политехнический институт. «Хотел подать документы на механический факультет, однако старший брат, работавший к тому времени конструктором на заводе, настойчиво советовал «не связываться с болтами и гайками», а уйти в дорожники», – вспоминает Борис Николаевич. Он последовал этому совету, успешно закончил учёбу и по распределению прибыл в Иркутск.

К приходу Бориса в дорожный филиал недавно образованного в Иркутске «Гипроавтотранса» кадров не хватало, зато работы было невпроворот. Не успел освоиться в общежитии на улице  Волжской, как направили в Кутулик – на строительство Московского тракта, который проходил по посёлку. Сделали геосъёмку обхода Кутулика, затем проект и в короткие сроки построили новый участок, который успешно функционирует и по сей день. Для молодого специалиста это была интересная школа.

– Луковников, у тебя как была, так и осталась крестьянская психология, которая признаёт только три состояния – работу, работу и ещё раз работу, – подшучивали над ним коллеги. Первым его наставникам даже приходилось сдерживать парня: «Ты, Борис, не суетись, не пытайся заглянуть через горы и тайгу… Ставь вешку так, чтобы она хорошо просматривалась. Дойдёшь, отодвинь подальше – и снова вперёд». Эти слова он запомнил на всю жизнь и продвигался от вешки к вешке, оставляя свои автографы на необъятных широтах Приангарья, Приамурья, Якутии … Продвигался по карьерной лестнице, не минуя ни одной ступеньки, –  от начальника партии до руководителя проектной группы,  начальника техотдела, главного эксперта по качеству, главного специа-листа комплексного дорожного департамента.

Геодезист – важная фигура при строительстве дорог. От его сообразительности, опыта во многом зависит, как проект будет воплощён  в жизнь. Перенося идею с бумаги на грешную землю, он «рисует» дорогу на местности. И от того, как сделаешь разбивку, нивелировку, привязку, в каком месте и с каким уклоном уложишь водопропускную трубу, зависит судьба будущей магистрали. А это не только земляное полотно, но и мосты, и трубы, и парапетные ограждения. 

– Прежде как было: сам изыскания проводил, сам проектированием занимался, – рассказывает Луковников. – Так строили дорогу Слюдянка – Байкальск, потом от Байкальска до Мурино. При таком раскладе работа быстрее шла, хотя и ответственности было больше. 

Первым серьёзным объектом, который Луковников делал самостоятельно, стал  капитальный ремонт дороги Невер – Якутск. «Сейчас идём фактически по тем же местам, но уже по новому спрямлению – Невер – Алдан – Якутск», – говорит собеседник. 

У каждой дороги есть свои интересные и трудные места, работа на которых запоминается надолго. 

– Сложнейший участок прошли на Нарынском перевале, где мы работали вместе, – добавляет друг и коллега Луковникова бывший главный геолог «Иркутскгипродорнии» Анатолий Лиманский. – Представьте только, каких трудов стоило спустить дорогу с Нарынского перевала с его крутыми поворотами к реке Джида рядом с буддийским храмом.

Не менее сложной оказалась и дорога «Амур», куда Луковников попал в 1993 году. 

На её читинском участке вёл обследование, занимался проектированием, осуществлял авторский надзор. Работали под открытым небом, зачастую приходилось жить в палатках или снимать комнаты в близлежащих посёлках. Делали изыскания, сначала прокладывали трассу по картам, затем выносили её на местность. Прежде «Амуром» военные занимались, потом забросили, лишь с 2002 года началась массовая её застройка. 

– Говорят, на «Амуре» появилось много разрушений. Чем они вы-званы? – интересуюсь у Бориса Николаевича. 

– Там вечная мерзлота. Когда дорогу построили, лёд стал подтаивать, появились так называемые «тёмные места», пошли просадки. Приглашали специалистов из Москвы и  Якутского института мерзлотоведения. У них свои теории об этих просадках, у нас свои. 

Насыпь должна сооружаться в зимнее время, считает Луковников, чтобы лёд на ней не растаивал, тогда дорога будет стоять. Соорудил насыпь, сделай перерыв, пусть она сядет, потом асфальтобетонное покрытие укладывай. «Амур» же строили и зимой и летом короткими участками без всяких перерывов А как исследуется дорога? Бурятся скважины через 200 метров, а на этих 200 метрах могут быть и песок, и глина, и болото. 

Борис Николаевич вспоминает случай на дороге «Колыма». «Там лёд сплошной, а у нас выемка через 200 метров. Три метра вскрыли и пошёл чистый лёд, пригнали буровую, пробурили на 13 метров – всё лёд, чистый лёд, хотя по геологии его не было. Пришлось эту выемку засыпать. Сейчас там строят новую дорогу, мы делали проект, потом рабочую документацию». 

– Луковников – это профессионал высшего разряда, говорит генеральный директор ЗАО «Иркутскгипродорнии» Анатолий Косяков. – В большинстве крупных и сложных проектов он принимал основные технические решения. При рассмотрении их в Москве достойно представлял нашу фирму, парировал все наскоки и замечания конкурентов и оппонентов. Самые высокие чиновники и специалисты признавали его профессионализм.

В каждом городе, в каждом посёлке есть такая дорога, мост, путепровод, в которые создавший их человек вложил не только своё умение, но и душу. И получилось не просто исполнение проекта, а объект, наделённый фантазией, тщательно и любовно оформленный. Просто человек, трудившийся над ним, знал, что строит «свою» дорогу, «свой» мост, «свой» путепровод. Так строил и продолжает строить Борис Луковников.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры