издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Согласны на любые условия»

  • Автор: АЛЁНА МАХНЁВА

Байкальский ЦБК готовится к продаже имущества. Оборудование, здания и сооружения, которые теперь, в процессе банкротства предприятия, стали «конкурсной массой», будут разделены на лоты, оценены и выставлены на торги. Постепенно комбинат избавляется и от сотрудников. Пока на предприятии остаются 741 человек, но не исключено, что за модернизацией ТЭЦ последуют новые сокращения. Останутся ли эти люди в Байкальске – вопрос открытый: действующие в моногороде компании хотя и планируют расширение штата, но не очень уверенно, а открытие новых производств в Центральной экологической зоне Байкала пока не наблюдается.

В производственных цехах Байкальского ЦБК пусто и сумрачно, оборудование, появившееся здесь полвека назад, остановлено, шумит вентиляция. Участники пресс-тура, организованного структурами главного кредитора комбината – Внеш-экономбанка, обходят небольшие лужицы на полу и придерживают каски, заглядываясь на замершие машины. Впрочем, этот головной убор сейчас выполняет свои функции формально – бездействующее химическое производство уже не представляет прежней опасности ни для Байкала, ни для людей. Если раньше расход реагентов для очистки сточных вод БЦБК исчислялся тоннами, то сегодня счёт идёт на килограммы, говорит арбитражный управляющий Александр Иванов. Он по-хозяйски показывает варочный, затем сушильный цеха, объясняя, какой путь проделывало сырьё, прежде чем стать целлюлозой. Глядя на ветхие механизмы, неспециалисту трудно представить, что совсем недавно они могли что-то производить. 

Нельзя сказать, что за более полувековую историю БЦБК оборудование совсем не ремонтировалось – модернизация некоторых узлов, смена изнашиваемых деталей проводились, уточняет Иванов, но финансирование ремонтов, за исключением тех, что нужны для поддержания безаварийности, прекратилось, когда было принято решение закрыть предприятие. До остановки комбинат генерировал стабильные убытки по 50 млн. рублей в месяц. 

В варочном цехе в четыре смены работало около 50 человек, процесс не останавливался круглосуточно. Каждый из двух потоков был рассчитан на выпуск 100 тыс. тонн продукции в год. После остановки комбината в 2008-м вновь был запущен только первый поток, а его максимальная производительность достигала 65 тыс. тонн в год. Последняя партия целлюлозы, упакованная в бумагу, произведённую тут же, на комбинате, теряется в просторном цехе готовой продукции, хотя и сгружена практически в его центре. Посмотреть на последнюю целлюлозу не удаётся – вскрывать упаковку, подготовленную к отправке потребителю, нельзя. 

Масса имущества

В декабре исполнится год с момента введения конкурсного производства на комбинате, напоминает Александр Иванов. Сегодня предприятие, если здесь уместны биологические параллели, начинает распадаться на части, чтобы со временем исчезнуть совсем. Закрытие комбината – непростой процесс. Началась подготовка имущества предприятия-банкрота к продаже. Идёт увольнение сотрудников, для которого, по словам генерального директора «ВЭБ Инжиниринг» Дмитрия Шейбе, был выбран «самый комфортный» вариант. Готовится технико-экономическое обоснование проекта рекультивации накопленных отходов комбината, в конце октября оно будет представлено в Министерство природных ресурсов РФ. 

В минувший вторник состоялось заседание комитета кредиторов БЦБК, где рассматривался вопрос о порядке продажи имущества. Первым на торги будет выставлено недостроенное здание общежития. Интерес к нему проявляет только администрация Слюдянского района, готовая вложить средства в его достройку, а затем распределить жильё среди учителей, медиков и других служащих. Стоимость объекта – около 15 млн. рублей, по словам заместителя мэра района Юрия Азорина, ещё около 20 млн. потребуется на его реконструкцию. Финансировать проект будут совместно область и муниципалитет.

Конкурсная масса, то есть балансовая стоимость всего имущества БЦБК, – 1,7 млрд. рублей, а рыночная стоимость всех 317 объектов ещё предстоит определить, уточняет Иванов. Чтобы минимизировать расходы на оценку, имущество будет разделено на комплексы-лоты, которые выставят на продажу, тогда и капитализация может быть выше. «Когда имущественные комплексы, которые имеют интерес с точки зрения развития бизнесов, будут сформированы, их оценят и выставят на открытые торги, – говорит Александр Иванов, – за исключением ТЭЦ, которую выставят на закрытые торги в связи с тем, что это социально значимый объект». 

По данным на минувший вторник, на ТЭЦ создан нормативный запас угля более чем на месяц. Введение чрезвычайного положения в связи с угрозой теплоснабжения города, как в прошлом году, этой зимой Байкальску не грозит.

Призрачные вакансии

Зато не теряет остроты другая проблема. По данным Александра Иванова на 8 октября, с БЦБК уволилось 297 человек, пока остаются 741. Для поддержания работы ТЭЦ, охраны и администрации столько не нужно. 

Как сообщалось ранее, на базе ремонтного, железнодорожного, автотранспортного цехов БЦБК планируется создать хозрасчётные единицы, на новые предприятия могут трудоустроить 150–200 человек. На Тихвинский вагоностроительный завод в Ленинградской области, который предложил до 1,5 тысячи рабочих мест, уже устроились 23 экс-работника БЦБК. Весной, в апреле-мае, появятся рабочие места на рекультивации карт шлам-лигнина и демонтаже сооружений комбината.

Сотрудников ТЭЦ со временем ожидает «частичное сокращение», отмечает арбитражный управляющий: чтобы обеспечить теплом город, хватает мощности лишь одного котла, водозабор, также рассчитанный на мощности комбината, работает с избытком в 80%. Теплоисточнику Байкальска предстоит модернизация. Её варианты обсуждаются: в минувший понедельник в правительстве Иркутской области состоялось специальное совещание, посвящённое этой проблеме. 

Рассматриваются как минимум три варианта реконструкции ТЭЦ. Теплоисточник, водозабор и очистные сооружения могут стать частью инфраструктуры особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала». В этом случае модернизация будет финансироваться за счёт федерального и областного бюджетов. ВЭБ и правительство Приангарья договорились создать единую управляющую компанию, которая займётся поиском стратегических инвесторов и отбором проектов для ОЭЗ.

Однако для того, чтобы туризм и рекреация развивались в Байкальске, нужно полностью рекультивировать и санировать площадку БЦБК, напоминает глава «ВЭБ Инжиниринг». Причём обойдётся рекультивация дороже запланированных 2,9 млрд. рублей: предполагалось, что воду можно будет отделить от твёрдого осадка, но стало ясно, что нужно будет нейтрализовать все 6 млн. тонн «киселя».

Инвестиции в Слюдянском районе должны быть комплексными, считает Шейбе, тогда возможен возврат вложенных средств. Чтобы мегапроект начал окупать себя, необходимо как минимум 500 тыс. туристических посещений, подсчитали специалисты госкорпорации совместно с консультантами Strategy Partners Group.

Расширять бизнес планирует и один из двух нынешних резидентов ОЭЗ – горнолыжный курорт «Гора Соболиная». «Сегодня подписано соглашение с управляющей компанией РосОЭЗ и Министерством экономического развития на 1,2 миллиарда рублей», – говорит о запланированных инвестициях генеральный директор «Горы Соболиной» Артём Цыденов. В этом году компания собирается открыть ресторан «Высота 900», а с января по апрель 2014 года готовится к запуску мини-гостиницы на 64 номера. Потенциально это около 30 и 50 рабочих мест соответственно. Однако это ориентировочные данные: пока бизнес-план на 2014 год не утверждён, уточняет руководитель компании. Вакансии – повара, официанты, горничные, администраторы, небольшой управленческий штат, технические работники. Сложно сказать, смогут ли работники БЦБК устроиться на «Гору Соболиную». «Я ещё не видел тех людей, которые приходили бы к нам и хотели устроиться. Сокращения начались недавно, и наша служба управления персоналом только начинает налаживать связь [c комбинатом]», – объясняет Цыденов. 

Впрочем, одно из подразделений курорта, база отдыха «Соболиная», уже приняло четырёх бывших сотрудниц очистных сооружений комбината, которые устроились в спа-центр. Зарплата невысокая, но люди готовы работать даже за 7-8 тыс. рублей в месяц. 

Китайский интерес 

Появятся ли на работающих в Байкальске предприятиях
места для уволенных с БЦБК – пока вопрос

Практически все, кто занят сегодня на предприятии по розливу питьевой воды ООО «Байкал-Инком» (структура ООО «Балтбир»), трудились раньше на БЦБК, говорит руководитель подразделения компании в Байкальске Александр Ахметов. Однако четыре сотрудника производства, с которыми удалось поговорить корреспонденту «Конкурента», оказались исключением из этого правила. 

Сегодня непосредственно на розливе воды занято около 60 человек, дополнительные рабочие места могут появиться весной, если начнётся строительство второй очереди предприятия в Байкальске, которое будет разливать напитки сладкой группы. «Это порядка 60 человек, плюс потребуются люди на строительство завода второй очереди», – поясняет Ахметов. Инвестиции в строительство второй очереди – более 10 млн. евро, и в компании не исключают, что в случае финансовых трудностей вторая очередь может быть отложена на неопределённый срок. 

Свои планы развития раскрывают и в ООО «Байкальские макароны». Начальник цеха Марина Иванова рассказала, что в связи с расширением производства к штату из 75 человек ещё могут добавиться рабочие места. Пробный пуск новой линии короткорезных макаронных изделий должен пройти в декабре. На предприятие уже устроились шесть сотрудников БЦБК. Но фабрике требуются только низко-квалифицированные рабочие – укладчики, упаковщики, грузчики, а зарплата для этой категории – 5–7 тыс. рублей в месяц. 

Ранее сообщалось, что интерес к байкальской площадке есть у китайских инвесторов и в моногороде может появиться предприятие по сбору электроосветительного оборудования. Косвенно это подтверждает участие в пресс-туре представителей информационного агентства «Синьхуа». «Мы согласны на любые условия, которые китайская сторона называет. Главное, чтобы это приводило к повышению занятости и развитию», – цитирует агентство первого заместителя председателя правительства Иркутской области Владимира Пашкова, который также выразил надежду на то, что китайские инвесторы проявят интерес не только к производствам, но и к воде. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры