издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Раз – премьера, два – премьера!

  • Автор: Лора ТИРОН

Не успели отзвучать аплодисменты юбилейного вечера ТЮЗа имени Вампилова, на котором был показан очень неординарно придуманный заслуженным работником культуры Виктором Токаревым спектакль «Люди, львы, орлы и куропатки…», открывший 9 октября 86-й театральный сезон, как дождём посыпались премьера за премьерой спектакли в постановке главного режиссёра театра, заслуженного артиста РФ Геннадия Гущина.

18 октября состоялся спектакль «Не в свои сани не садись» по пьесе Островского, а следом, 24 октября, труппа представила вниманию зрителей новый спектакль – «Тринадцатая звезда» Ольшанского по мотивам рассказов Сетона-Томпсона. Это второй спектакль, который выпускает с начала сезона на сцене театра Геннадий Гущин со своими бывшими студентами театрального училища, а ныне актёрами ТЮЗа имени Вампилова. 

Спектакль «Тринадцатая звезда» повествует об отваге, преданности, невозможности солгать или предать друзей. В наше жестокосердное время, когда отношения людей строятся в основном на прагматизме, выгоде, материальной заинтересованности, казалось бы, не остаётся места проявлению доброты, сострадания, милосердия. Но как трудно без них, как невозможно! И сама жизнь доказывает, что эти чувства живы, несмотря ни на что, они пробиваются в людях, в их природе, поступках. Канадский писатель Сетон-Томпсон и драматург Виктор Ольшанский, переложивший на язык сцены его рассказы, говорят именно об этом – о любви и долге, преданности и предательстве, совестливости и честности. Отношения из мира людей они переносят в мир животных. Но сути это не меняет. Происходит та же жизнь со всеми её перипетиями взаимоотношений. И мы с интересом в течение двух часов следим за историей, в которой предают и боятся разоблачения, равнодушие прячется под маской лицемерия, любовь уступает под напором силы и вероломства, а достижение взаимопонимания возможно только через боль. 

Но в спектакле есть место и свету, и надежде, и радости, которая заряжает зрителей и включает их в действие. И они искренне сопереживают героям. Молодые актёры работают с видимым удовольствием, азартно, творчески, вкладывая в персонажей всю свою молодую и кипучую энергию, вбрасывая в зал живые эмоции, озорство, кураж.

Во втором спектакле – «Не в свои сани не садись» по пьесе Островского – сцена оформлена под лубок, под яркую расписную дымковскую игрушку, на фоне которой и протекает жизнь наших героев с песнями да плясками (художник-сценограф – заслуженный деятель искусств РФ Александр Плинт). Здесь мы услышим и «надякадышевские напевы», и разудалые застольные и горькие похмельные мотивы. А какие плясовые да хороводные, сколько удали и озорства! Вкраплённые в действие танцевальные номера добавляют лирики, юмора и становятся интермедиями. Всё узнаваемо, близко и понятно сердцам русских людей, у которых веселье да горькая слеза всегда рука об руку идут. А потому не всё песни да пляски, иной раз и всплакнуть приходится.

Барышня Авдотья Максимовна, дочь богатого купца, влюбилась в заезжего городского промотавшегося барина. «Красив лицом, да зол душой» – гласит старинная пословица. Да где уж тут пословицы вспоминать, ведь он обаятелен да обходителен, «аж сердце в пятки уходит», и говорит так красиво, обнимает жарко, целует сладко… Вот и вообразила неискушённая девушка, что он её «смертельно» любит. Но мы-то с вами, сидя в зале, давно уж поняли, что тут к чему, что далеко не любовь движет замыслами авантюриста Вихорева, а жажда наживы, желание заполучить почти даром состояние, женившись на глуповатой и доверчивой девице. Ну как тут не вспомнить слова другого знаменитого классика: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок и в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

Пьеса Островского «Не в свои сани не садись» попадает в сегодняшний день один к одному. Тот же блеск в глазах при одном только слове «деньги», то же стремление добыть их любым путём, те же методы, способы, ухищрения, те же страс­ти и обман. Язык драматурга сочен, жив, остроумен и актуален. 

К чести молодых актёров в спектакле нет премьеров или солирующих партий. Никто не «тянет одеяло на себя». Все в равной степени показывают свои возможности и таланты. Кто-то от природы одарён больше, кто-то меньше. Кто-то более внятен, органичен, подвижен, кто-то менее, но то, что все актёры работают в едином ансамбле, бесспорно. Они только начинают делать свои первые шаги в «большом искусстве», на профессиональной сцене театра имени Вампилова, имеющего свои давние традиции и культуру. Они начинают осваивать пока ещё незнакомое для них пространство сцены, которое живёт своей атмосферой, своим дыханием, своей жизнью. Временами это «пространство» идёт молодым навстречу, помогая им, порой же сопротивляется. Но это вполне понятная и легко объяснимая ситуация. Молодости свойственны напор, азарт, буйная заразительная энергия, и это прекрасно. Этим актёры и берут зал, а зрители откликаются аплодисментами. Но следом за внешними эффектами требуется подкрепление внутренней наполненностью. И ребята стараются не просто проигрывать, а проживать. Не хватает опыта? Дело понятное, молодые. Как точно заметил в своё время Александр Пушкин, нужен опыт – «сын ошибок трудных», а он приходит с годами. Сколько нужно наделать этих ошибок, проанализировать их, устранить, опять работать и ошибаться и всё начинать сначала… Так рождается характер, так выковывается мастерство.

Поэтому остаётся пожелать молодому пополнению ТЮЗа доброй дороги на избранном ими тернистом, но дающем столько любви и счастья душе пути, уметь достойно и благородно нести свои радости и печали, стать настоящими художниками и творцами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры