издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Среди трофеев – «лосинка на темляке»

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

Этнографические экспедиции проводятся Иркутским областным Домом народного творчества ежегодно. Нынешним летом изыскатели побывали в семи населённых пунктах Нижнеилимского района. В полевых условиях были обследованы город Железногорск, посёлки Новая Игирма, Рудногорск, Березняки, Семигорск, Шестаково, Коршуновский. Вот что рассказала участница экспедиции ведущий специалист по фольклору и этнографии Лидия Мельникова.

 – Северные территории Иркутской области, к которым относится район, являются старожильческими. Многие сёла и деревни были образованы в начале XVII века, а основным населением являются сибирские старожилы – чалдоны, которые между собой называют друг друга «бурундуками», – говорит этнограф. – Изначально на этих землях жили эвенки, встретившие приход русских доброжелательно. Кстати, эвенки, по сведениям Николая Александровича Чупрова из посёлка Семигорск, называли русских «чалдонами», что в переводе означает «добрые люди». Эта информация была встречена мною впервые. Чаще информанты о «чалдоне» говорят, что это «человек с Дона». Эвенки – очень интересная народность, у них уникальная культура, но сейчас, к сожалению, почти вся она утеряна. Представителей этой малой народности с каждым днём становится всё меньше и меньше, традиционные ремёсла (шитьё одежды, обуви) отмирают, потому что сегодня проще и прибыльнее сдать добытое на промысле государству, чем самим производить традиционные вещи и предметы быта.

Илимский край имеет богатое историческое прошлое. В 20-е годы XVII века на реку Илим пришли русские землепроходцы. К 1649 году образовалось Илимское воеводство, первая административная единица Восточной Сибири.

Современная история района связана со строительством Братской и Усть-Илимской ГЭС. В Нижне­илимском районе по рекам Илиму и Ангаре было затоплено 50 уникальных деревень, имеющих самобытную крестьянскую культуру.

 – Затопление деревень – это самое страшное для нашей традиционной культуры, – продолжает Лидия Михайловна. – Во-первых, уничтожаются вся историческая информация о народе, проживавшем на этих территориях, уникальные дома и предметы быта. Во-вторых, что даже страшнее, из деревенского человека – производителя делают, по сути, потребителя, нахлебника, городского жителя. Ведь после затопления в Нижнеилимском районе вместо деревень было построено много посёлков городского типа. Нарушаются исконные связи человека с землёй и традицией. Сегодня можно и не работать на земле, всё приобретается в магазине. В-треть­их, очень страдает экологическая обстановка. Хотя с момента затопления прошло уже много лет, всё равно вода в реках всё ещё гнилая, нет рыбы, а та, которую всё-таки удаётся поймать, для употребления в пищу не всегда пригодна. Старожилы ещё помнят огромных тайменей, которыми можно было прокормить всю семью, сейчас же они большая редкость. Повторюсь, что затопление деревень – это непоправимый ущерб для нашей культуры и экологии. 

Самое сложное и вместе с тем самое желаемое в экспедиции для её участников – найти материальную информацию, артефакт, предмет, которым пользовались, а возможно, и пользуются по сей день. К сожалению, таких вещей привезти из экспедиции по Нижнеилимскому району не удалось, но информация об уже известных опытному этнографу Лидии Мельниковой бытовых предметах, с которыми она познакомилась в предыдущих поездках, сопровождала весь маршрут. Эти вещи бытовали на Нижнеилимских землях начиная с XVIII и заканчивая серединой ХХ века. Это были традиционные повседневные вещи, сохранять которые не было надобности, они изнашивались, делались новые, но технология изготовления передавалась из поколения в поколение.

Например, очень широко в этих местах были распространены чирки. Чирки – это обувь, причём мужская и женская разновидности её имеют явные отличия. Мужские чирки высокие, голяшка их из сукна, они закрывают икру, огромного размера, чтобы, уходя на охоту или рыбалку, мужчина мог надеть шерстяные носки и ещё сверху крипотки – высокие носки, сделанные из конской гривы, которые не промокают. Крипотки не дают ноге замёрзнуть. Разглядывая мужские чирки, Лидия Михайловна говорит, что многое о человеке можно узнать по его вещи: «По-видимому, хозяин наших чирков был очень рачительный мужчина: посмотрите, как аккуратно поставлены заплатки в изношенных местах, видно, что заменена подошва. Чирки носили с лыжами на охоте». Женские чирки напоминают закрытые тапочки, которые носят сегодня наши бабушки, этот экспонат Лидия Михайловна привезла из посёлка Невон Усть-Илимского района. «У них необычная история, – рассказывает исследователь, – они были сделаны в послевоенные годы из старого портфеля. А в 2003 году за ненадобностью выброшены на мусорку. Хорошо, что не успели их сжечь! Во время Великой Отечественной войны всю кожу забитых домашних животных надо было сдавать государству. Вот и использовали крестьяне старые автомобильные покрышки или кожзам. Технология изготовления таких чирков называется «с выворотом», или «по-мякотному». Если присмотреться, то можно увидеть три слоя кожи – верхний, нижний и промежуточный. Такая технология пошива позволяет чирку быть непромокаемым». 

Ещё один интересный предмет – это накомарник, или личинка. 

«В Иркутской области было очень много мошки, паутов, мокрецов и комаров. Гнус заедал человека и животных. Не спасал даже дёготь, – говорит Лидия Михайловна. – Личинка же полностью закрывала голову и лицо. Часть накомарника – «чумашек», или «глядило», – была сделана из сетки, сотканной из конского волоса. Каждая хозяйка старалась необычно украсить накомарники своих родных и близких людей красивыми тряпичными треугольниками».

Также в ходе экспедиции была встречена одна из утерянных технологий – «одноигольное вязание». «Это древнейшая технология, которая, по некоторым сведениям, впервые была встречена в Африке, правда, изначально иголка была костяная. Мы видим «варегу», или исподку, сделанную в этой технике. Такие исподки надевались под рукавицы из меха собак – «мохнатки». Сегодня мало кто умеет вязать одной иглой, а ведь раньше в каждом доме были одноигольные исподки», – рассказывает Лидия Михайловна.

Несмотря на то что материальной информации из экспедиции привезти не удалось, был собран уникальный аудио– и фотоматериал, выявлены основные комплексы одежды, конструкции тряпичных кукол, традиционные технологии ткачества и приготовления пищи.

– Миссия нашей этнографической экспедиции, – говорит Лидия Михайловна, – помимо фиксирования исторических, традиционных сведений о культуре старожилов, наверное, заключается ещё и в том, чтобы открыть человека с другой стороны. Вы бы видели удивлённые глаза внуков, когда бабушки откликались на слова: «атымалка», «шабур», «лосинка на темляке», «крипотка», «чумашек», «жмульки», «игранчики»… Вот такие открытия близких, казалось бы, ничем не знаменитых, а на самом деле уникальных людей близкими же людьми происходили на наших глазах, и это здорово! Человек так устроен: для него нет пророков в своём отечестве. Мы сегодня с удовольствием изу­чаем древнейшие цивилизации и даже не замечаем, что являемся свидетелями не менее ценной и уникальной уходящей культуры старожилов Иркутской области. Сохранить и оставить её в наследство потомкам – наша цель.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры