издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жизнь по полной программе

Внедрение инклюзивного образования даёт шанс «особым» детям

В школе №1 города Шелехова жизнь идёт самая обычная – перемены сменяются уроками, за учебными неделями следуют долгожданные каникулы. Но 26 учеников знают, какое это счастье – быть причастным к самой обычной школьной жизни. Ещё недавно эти ребята должны были находиться на домашнем обучении, ведь все они «особые» дети – инвалиды по зрению, слуху либо имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Наконец-то они могут учиться вместе со сверстниками благодаря внедрению в школах программ инклюзивного образования. И это повод сказать доброе слово в адрес закона об образовании, вступившего в силу в сентябре.

Сегодня в Иркутской области в режиме инклюзивного образования работают 224 школы, в которых обучаются 4404 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Заместитель министра образования Иркутской области Елена Осипова пообещала, что к будущему году количество таких учреждений будет увеличено до 300. Всего в регионе 9 тысяч детей-инвалидов, и с каждым годом их становится больше. 

– Мы поставлены перед необходимостью массового внедрения инклюзивного образования, – говорит Елена Осипова. – Если раньше закон об образовании позволял нам введение инклюзивных программ в школах, то теперь предписывает. 

В первой шелеховской школе третий год отрабатывают разные образовательные модели. Она недаром имеет статус пилотной стажировочной площадки. Перенимать опыт сюда приезжают учителя из самых разных уголков региона. Здесь отрабатывается методика обучения детей с нарушениями здоровья, «обкатываются» новые программы. Сегодня здесь действует несколько образовательных моделей. Если в параллели более восьми детей-инвалидов, их определяют в отдельный класс. Если речь идёт о единицах, то дети зачисляются в обычные классы. Однако учатся ребята всё равно по специальным программам, которые подбираются индивидуально. Например, не посещают отдельные предметы. А ещё в школе действуют три «точки доступа» для дистанционной работы с детьми-инвалидами. 

– Нужно понимать, что это часто болеющие дети, – говорит директор школы Марина Воробьёва. – Для того чтобы они не отстали от программы, учителя дополнительно приходят к ним домой или занимаются дистанционно. Есть у нас два ребёнка, которые из-за болезни вообще не могут посещать школу, их обучаем на дому. 

В этом году школа получила новое оборудование – 16 ноутбуков, подключённых к Интернету, и интерактивную доску. Это целая мобильная лаборатория, которую можно перевозить с места на место. У школы есть свой профильный лагерь, и летом лабораторию собираются взять с собой, чтобы ребята не только отдыхали, но и занимались исследовательскими проектами. Кстати, в прошлом году два мальчика, находившиеся на дистанционном обучении, закончили школу с золотыми медалями. Оба бесплатно поступили в вузы, теперь учатся дистанционно, и учителя верят, что у них всё будет хорошо. 

– У «особых» детей, конечно, особые образовательные возможности, – говорит Марина Воробьёва. – Но у них ещё и необыкновенная воля к победе, которая даже у нас, учителей, вызывает восхищение и уважение. Кстати, остальные дети к ним относятся прекрасно, стараются оберегать, помогать. Конечно, мы тоже ведём работу в коллективах, но ребята и сами всё понимают. Живое общение с детьми, не такими, как все, даёт гораздо больший воспитательный эффект, чем любые слова. Намного труднее нам приходится с родителями. Они часто бывают агрессивно настроены, не хотят, чтобы в их классе учился инвалид. 

В регионе работает программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013–2015 годы». В нынешнем году в рамках программы школам планируется выделить 10 млн. рублей, в 2014-м – 6 млн., а в 2015-м – 8 млн. Деньги эти пойдут на закупку специального адаптивного учебного оборудования и ремонт, который сделает школьные здания удобными для тех, кто не может подниматься по лестницам, плохо видит или плохо слышит. Конечно, будут сделаны специальные пандусы для колясочников. 

Сегодня практика инклюзивного образования развивается в проектном и экспериментальном режиме в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на базе 17 образовательных организаций. В режиме экспериментальной площадки действуют некоторые школы в Черемхове, Нижнеудинске, посёлке Илир, в режиме школы-лаборатории – в Усть-Илимске, Усть-Куте, Зиме, Шелехове. Участниками проекта также стали образовательные организации Тулуна, Белореченска, Слюдянки, Усолья-Сибирского, Ангарска.

В Шелехове пилотные площадки созданы не только в первой, но и в шестой школе, а ещё в детском саду. Как работают педагоги в детском саду №2, мы посмотрели своими глазами. Здесь по специальным программам обучаются малыши, имеющие нарушения речевого развития. Причём таких детей большинство, а именно 70% от общего контингента воспитанников. 

– Очень важно, что эти дошколята не изолированы от детей с нормальным развитием, – говорит заместитель директора школы по методической работе Светлана Владимирова. – Ведь для них самое главное – общение. 

Но не все дети могут заниматься даже по инклюзивным программам. А вот общение для них, наверное, важнее. Поэтому в Шелехове при детском доме творчества создан клуб «Содружество», где сегодня занимаются 32 ребёнка с глубокой умственной отсталостью, требующие социально-педагогической поддержки. 

Когда мы пришли в гости, в «Содружестве» как раз шло занятие. Ребята мастерили новогодние игрушки в технике квиллинг. За большим столом собрались «мастера» самого разного возраста – от малышей с родителями до 17-летних юношей и девушек. Во главе стола педагог Елена Черкашина тоже увлечённо накручивала роллы из узких полосок разноцветной бумаги. В её умелых руках эти роллы расцветали диковинными цветами на панно или превращались в объёмные шары, снеговиков, зверей и птиц. Впрочем, подопечные Елены Черкашиной тоже волшебники, хотя ещё и маленькие, да и волшебство им даётся гораздо труднее. Трудно быть мастером, когда руки плохо слушаются своего хозяина. Однако работы ребят регулярно занимают призовые места в областных и районных конкурсах.

– Мы выбираем такие виды творчества, которые развивают мелкую моторику, – пояснила Елена Черкашина. – Поэтому много внимания уделяем квиллингу и ещё плетению из газетных трубочек. Занятия дают очень хорошие результаты. Начинают говорить те, кто не говорил, и двигаться те, кто не двигался. 

В шелеховской школе третий год отрабатываются различные образовательные модели

Неподалёку от педагога сидел мальчик в инвалидной коляске. Это Никита Решетнёв, ему семь лет, и на занятия он всегда приезжает с мамой. В клуб мальчик ходит вот уже четыре года. У Никиты ДЦП, и первое время он не мог даже удержать в руке палочку для квиллинга, которая представляет собой довольно тонкий инструмент. Помогали мама и брат Ярослав. В первый же год они создали зайца, который победил в областном конкурсе детского творчества. Это была первая победа. 

Ярослав с Никитой двойняшки, но один родился здоровеньким, а другой нет. Благодаря инклюзивным программам мальчики всё равно учатся в одном классе в школе №4. Мама Никиты говорит, что ребята в классе относятся к мальчику очень хорошо, никто его не обижает. Наоборот, все стараются защитить и помочь. Он знает своих одноклассников по именам и относится к ним с ответной привязанностью. Например, на уроках любит сидеть не только с братом, но и с другими мальчишками.

Правда, для Никиты учебным является лишь один день в неделю, больше он не выдерживает. Зато у него есть «Содружество», где занятия идут ещё два раза и где ему всегда рады. Кстати, сюда он тоже приходит с братом, когда тот не в школе. 

– Для нас важнее всего общение, – говорит мама Никиты Оксана Решетнёва. – И ещё мы бесконечно благодарны нашему педагогу Елене Викторовне, которая для наших детей стала второй мамой. Их обязательно должен сопровождать такой педагог. Благодаря ей Никита научился что-то делать сам. Знаете, какая для него самая большая радость? Дарить кому-нибудь свои поделки. 

На занятиях здесь не только мастерят поделки. Дети быстро устают, и тогда Елена Викторовна включает музыку и проводит физкульт­минутки, различные игры. А потом все пьют чай с печеньем. Летом даже выезжают вместе на природу. 

– Конечно, наши главные помощники – это родители, – говорит Елена Черкашина. – Они занимаются организационными вопросами, закупают материалы для рукоделия. В общем, они – наша главная опора. 

«Содружество» задумывалось как клуб для детей. Но, став взрослыми, ребята всё равно не хотели отказываться от занятий. И тогда городская администрация выделила клубу место в библиотеке. Теперь взрослая группа собирается там. Все так же общаются, мастерят что-нибудь своими руками и помогают друг другу выстоять в своей вечной борьбе с болезнью. Они-то знают, как это важно – чтобы тебе было куда прийти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры