издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Провинция выбрала классику

В Иркутске прошёл фестиваль любительских театров

  • Автор: Сергей Захарян

«Прикосновение к классике» – так называется ежегодный областной фестиваль любительских театров, в одиннадцатый раз собравшийся в Иркутске. Организаторы фестиваля – министерство культуры и архивов Иркутской области и Иркутский областной Дом народного творчества. За два ноябрьских дня мы увидели театры «Наш дом» из Новой Игирмы (Нижнеилимский район), «Вдохновение» из Тангуя (Братский район), «Современник» из Казачинско-Ленского района, «Факел» и «Чудак» из Ангарска. Мы говорим о спектаклях с Валерием Кирюниным, который является автором проекта и ведёт фестиваль все эти годы.

– Первыми с лихой композицией из 10 рассказов Чехова, с музыкой, танцем, с собственными стихами и песнями, были ребята из «Нашего дома». Спектакль называется «Вокзал желаний»: режиссёр нашёл у классика мотив дороги, который и впрямь органично связывает множество анекдотичных и трогательных историй.

– Чехов им улыбнулся: молодость, темп, безоглядный драйв. Всё это легко, непринуждённо; может быть, чуть бы бережней и уважительней к автору…

– Ну, автор большинства рассказов – ровесник юным артистам из Игирмы: он ещё не забронзовел в своих «вишнёвых садах», где профессиональный театр часто почтителен и… скучен.

– Пожелаем молодому режиссёру Юлии Пиляевой, чтобы искренность «Вокзала» её не покидала – без скуки, конечно – и в ту пору, когда она наберётся опыта.

– Люблю Островского – и думаю, что давно наш первый на театре классик стал бы драматургом не только русским, но – мировым, если б вытряхнуть его из костюмов позапрошлого века. 

– Мы говорим сейчас о «Волках и овцах» – принципиально костюмном спектакле. Режиссёр и актриса Любовь Андреева – открытие последних сезонов. Театр в Тангуе существует много лет, и много же лет, лишившись прежнего руководителя, он не давал о себе знать. Теперь началась новая линия судьбы театра – мы с тобой видели уже и их до-стойный спектакль «Последний срок» по Распутину. И там, и в Островском в главных ролях сама Андреева – и хороша, и спасибо ей. А как тебе костюмы в следующем, тоже чеховском спектакле – «Писательница» в театре «Современник»?

– Ну, здесь костюм работает, в нём удобно, он обжит сегодняшними людьми на сцене и потому не опрокидывает их в ушедшее прошлое. Современен или несовременен персонаж не потому, что через него мы заглядываем в прошлое и обнаруживаем сходство ситуаций там и здесь. Любая ситуация банальна: что такого может с нами произойти, что не случалось никогда и ни с кем? Единственная новость – внутренний человек; и если он здесь, живой, смешной, самобытный, то любой костюм на нём сидит как влитой. Так получилось у режиссёра Валентины Таскаевой и её актёров из казачинского «Современника».

– Это ещё одна инсценировка рассказа Чехова. «Писательница» (по рассказу «Драма») – это счастливая неслучайность: все живут в одном остром, азартном рисунке. Мурашкина (В. Воробьёва) несколько старомодна со своей строгой причёской, в белой блузке и серой юбке, но это потому, что ей не до моды, она вся в «творчестве» со своей бесконечной графоманской драмой. Она замучила до смерти Павла Васильевича (В. Белоус), но смерть ему мерещится для неё: он сам её убьёт, и не раз! А как хороша Лукерья (С. Штерн) в своём чистеньком деревенском наряде: она живёт в своей собственной и гораздо более осмысленной реальности добросовестной служанки.

– В эти два театральных вечера особенно повезло Чехову. Вот и один из лидеров любительского театра, режиссёр с международной репутацией Александр Кононов, привёз из Ангарска спектакль «Вот это любовь…» – по рассказам «Пропащее дело», «Переполох» и «Ведьма».

– Александр Иванович показал нам учебную работу из своих «Творческих театральных мастерских». Начинающие актёры не всегда свободны внутренне и пластически, но какова перспектива у театра «Факел»! Кононов поставил уже все пьесы Чехова. В его сегодняшнем репертуаре до десятка названий, а труппа у него большая, ей по силам многое.

– У Кононова в названии неслучайно многоточие: это не всегда любовь, это поиск любви – даже там, где «предмет» любви, кажется, меньше всего её заслуживает (как Савелий в «Ведьме»). Но театр ведь не судья своим персонажам, а адвокат…

– Закрывался фестиваль «Обломовым» из ангарского «Чудака» (режиссёр Александр Говорин). Вот счастливый выбор актёра на главную роль: у Сергея Метёлкина не просунуть иголочки между ним и персонажем. Это пример того, чего может достичь любительский театр, если собственная жизненная тема совпадёт с внутренней темой героя. И спектаклю повезло не раз, как повезло Обломову с бесконечно преданным Захаром (Татьяна Шляпнёва) и с бесконечно нежной Агафьей Матвеевной (Антонина Кокошкина). 

– Ещё одна заметная удача – Аркадий, доктор в исполнении Алексея Бальчугова (кстати, этот актёр – доктор наук!). Доктор, исследуя странный случай безвольного пациента Обломова, блещет мгновенными и окончательными медицинскими формулами. Он понимает Обломова (как всю жизнь понимает его скучная школа) не как человека, но как случай тотальной «обломовщины». В пьесе М. Угарова по роману Гончарова окончательный диагноз герою оборачивается парадоксом: среди всех, кто «знает, как надо жить», один Илья Ильич абсолютно самобытная индивидуальность. 

– В заключение скажем спасибо энергоколледжу и режиссёру Александру Гречману, традиционно принимающих фестиваль. Гречман – автор видеопролога к каждому спектаклю. Спасибо зрителям (что мы без них?). Их было много на всех постановках: студентов-хозяев, студентов колледжа культуры и технического университета, молодых и взрослых зрителей из Академгородка. Спасибо Светлане Серебренниковой с её фотовыставкой «Театральное лето». Спасибо музыкальному колледжу имени Шопена, чьи студенты-вокалисты открывали дни фестиваля, и очаровательным девочкам из хореографического ансамбля при музыкальном театре.

– А я в заключение процитирую замечательного мастера, лидера движения любительских театров, создателя театра «Чудак», увы, ушедшего от нас Леонида Владимировича Беспрозванного: «Слово «прикосновение», избранное для названия этого фестиваля, на мой взгляд, весьма уместно. Прикосновение целительно и благотворно. Богатство мыслей и эмоций, многомерные образы, поиск звучания классики в такт с сегодняшним днём – всё это так важно для артистов-любителей». Это, добавим, так важно и для всех нас.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры