издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ключи от дверей в вечность

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед

Как часто мы открываем новые миры? Нет, я не спрашиваю о далёких планетах и затерянных галактиках. Я говорю о тех мирах, что окружают нас каждый день. Как вы относитесь к миру городских улиц? А к миру диванов? Думаете, такого не существует? Попробуйте узнать о нём больше. Историю создания сего замечательного предмета, его развитие и дизайн на протяжении тысячелетий. Поток информации поглотит и уведёт вас в свой диванный мир. Стоит только начать… Вопрос в том, а всегда ли мы готовы погружаться и исследовать встретившиеся нам миры?

В стенах Иркутского областного художественного музея имени Сукачёва состоялось открытие философско-художественного проекта «Предвечные смыслы» художника Александра Москвитина. На суд пуб­лики представлены живописные полотна мастера. Можно сказать, что это целый мир стихий, образов и мыслей, завораживающий нас, зрителей, потоком бессознательного и метафизического. 

А где находится та самая предвечность, смысла которой коснулся в своём творчестве художник? Что это за мир? Предвечность – грань пространства, отделяющего вечность от нашей повседневной жизни. Если хотите, это своеобразный порог бытия, куда редко осмеливается заглянуть человек, не говоря уже о том, чтобы брать что-то оттуда и воплощать это здесь.

Так кто же этот человек, который не побоялся познакомить нас с образами предвечности? Художник Александр Москвитин родился в 1954 году в городе Улан-Удэ. В 1970–1974 годах учился в Иркутском училище искусств на декоративном отделении. С 1986 года стал членом Союза художников России. Участник областных, региональных, столичных и зарубежных выставок. ­

В настоящее время живёт и работает в Москве.

Часть экспозиции выставки

Александр Москвитин принадлежит к художникам среднего поколения, которые выступили на арену общественной жизни в 1970-е годы и принесли в искусство свежие веяния. Так называемый «суровый стиль» в живописи, бывший новым словом предшествующего десятилетия, в эти годы уже во многом исчерпал себя. Художники обратились к поискам более глубоких смыслов жизни, часто прибегая к символике и метафоричности, декоративности и воспеванию прекрасного. Работая в искусстве несколько десятилетий, Александр Морисович вполне состоялся как самобытный художник, обладающий своим внут­ренним духовным миром, жизненной темой и индивидуальным творческим стилем.

Работы мастера на выставке представлены целыми сериями. Центральное место экспозиции занимают шесть абстрактных полотен из цикла «Предвечные смыслы». Это ещё не изображение конкретных предметов или образов, а передача языком композиций, линий и цветовых пятен первооснов бытия – пространства и времени. Жизнь возникает из красоты: из света, воды и воздуха, из тех субстанций, которые чище и совершеннее всего.

Когда начинаешь всматриваться в то или иное полотно, складывается впечатление, что живопись мерцает и пульсирует, она живёт и развивается не только в рамках плоскос­ти, но и за пределами холста, она выходит и захватывает пространство, а значит, и зрителя. Диалог с картиной становится неизбежен. 

Но вот что интересно: воздействие философии автора выражается не через интеллектуальное начало, а через человеческое нутро. Оказывается, философия той самой предвечности далеко не умственная работа мозга, а всепоглощающее восприятие интуицией знаков, образов и идей, перевод их сразу импульс за импульсом в подсознание человека. 

Ещё несколько циклов – «Эра Водолея», «Остров солнца и ветра», «Память цивилизаций» – имеют уже вполне реальное содержание, но не утрачивают космической связи с первоосновами бытия. Здесь переплетаются реальность и мифология. 

Например, в цикле «Остров солн­ца и ветра» мы встречаем вполне узнаваемые виды острова Ольхон. Но даже в них прежде всего читается не любование физической красотой реальности, а сакральная суть и метафизическое наполнение. Некоторые работы вполне могли бы служить иллюстрациями к книгам Кастанеды. 

Природа в полотнах Москвитина выходит на первый план как самовластная стихия, обладающая собственной магией. Если посмот­реть на работы «Ленки и хариусы в сети» и «Полёт красных рыб», то можно заметить, как рыбы, изображённые на них, словно рождаются из вихреобразной красочной субстанции, они есть продолжение волн, в которых кружатся икринки и пузырьки. 

Картина «Выход единорога предвещает появление мудрых правителей» из цикла «Эра Водолея» – это далеко не жанровая работа о лошадке с рогом на лбу, а изображение первобытного предка носорога среди скал. Это знак запредельного мира. Можно попробовать интерпретировать его как появление в человеческом сознании проблесков разумности. Впрочем, это будет ещё один диалог зрителя и произведения, и у каждого он окажется индивидуальным. 

Весьма гармонично в этом многоголосье мифологии, фольклорнос­ти и язычества звучит тема христианства. Триптих икон «Три святителя. Сафроний, Иннокентий Вениаминов, Иннокентий Кульчицкий» раскрывает ещё одну грань таланта автора. На выставке создана та атмосфера баланса, где картина не спорит с картиной о своём содержании. Они не борются каждая за себя. Нет, они все говорят на одном прадревнем языке. 

Замёрзшая волна. Из цикла «Остров солнца и ветра»

И этот праязык образов и смыслов, взятых художником у предвечности, даёт нам возможность коснуться своим сознанием первоосновы всей нашей реальности, «кирпичиков» её мироздания. Попробовать в очередной раз дать ответы на вопросы, терзающие умы человечества не одно столетие. Кто мы есть? Откуда возникли? Каков смысл нашего сущес­твования? Выставка «Предвечные смыслы» – это шанс овладеть тем языком, на котором можно вести диалог с бытием, подняв свой дух и сознание на другую ступень восприятия. Художник предлагает нам ключ от дверей в Вечность. Вот только готовы ли воспользоваться им люди современности? А может, ну их, эти новые миры? Вернёмся к нашим диванам?..

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры