издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Верховный суд закроет этот цирк»

Администрация АМО отказывается признать парламент нелегитимным

В среду Иркутский областной суд удовлетворил иск ангарчанина, лидера движения «За родной Ангарск» Валерия Курочкина о признании Думы Ангарского района нелегитимной. Однако администрация АМО не признаёт, что Игорь Агафонов, Александр Куранов и Александр Горобец сложили полномочия, поскольку спикер Светлана Кажаева не подписала постановление Думы о сложении полномочий. Мнения экспертов разделились. По словам одних, налицо правовая коллизия: федеральное законодательство чётко не устанавливает, когда считать депутатов сложившими полномочия – сразу после написания заявления, после одобрения Думы или только тогда, когда заявления подпишет спикер. Другие полагают, что никакого противоречия нет – по федеральному закону никаких дополнительных оснований, кроме заявления депутата, для сложения полномочий не нужно. Если иного не прописано в уставе муниципалитета. Третьи думают, что двухактная процедура – написание заявления и рассмотрение его на Думе – всё же необходима. Однако все сходятся во мнении: администрация АМО искусственно затягивает «агонию» Думы. Власти муниципалитета уже заявили о намерении обжаловать решение в Верховном суде РФ.

В состав Думы АМО на момент рассмотрения иска Валерия Курочкина в Иркутском областном суде входило всего восемь депутатов, «тройка» – Игорь Агафонов, Александр Куранов и Александр Горобец – подала заявления о сложении полномочий в конце декабря. Они же выступали основными свидетелями по делу. 31 декабря Дума АМО рассмотрела заявления трёх депутатов. Месяц «на раздумья», который давала депутатам и.о. главы района и спикер Светлана Кажаева, на их решение не повлиял. Дума 31 декабря встала перед фактом – никто из троих своего намерения не изменил, и нужно признавать сложение полномочий. В суде выяснилось, что, хотя парламент и вынужден был легитимизировать отставку «троицы», в администрации АМО всё равно не считают, что депутаты освобождены от мандатов. Светлана Кажаева так и не подписала постановление сессии Думы о сложении полномочий «троицы» и сделать это в ближайшее время не сможет, поскольку находится в отпуске. В администрации посчитали это достаточным основанием, чтобы не признавать сложение мандатов официально. Об этом на суде заявила начальник юридического отдела думы АМО Галина Вазанова. Администрация АМО настаивает, что до момента, пока документы не подписаны Светланой Кажаевой, о сложении полномочий не может быть речи. 

Однако суд признал аргументы администрации недостаточными, чтобы отказать в удовлетворении иска Валерия Курочкина. Таким образом, Дума АМО признана нелегитимной судом первой инстанции. В администрации АМО уже заявили, что будут обжаловать это решение в Верховном суде РФ, настаивая, что, пока постановление не подписано спикером, депутаты продолжают оставаться депутатами. «Налицо правовая коллизия, созданная юридической неопределённостью на федеральном уровне, – считает один из депутатов Думы АМО, специалист по правовым вопросам Вячеслав Иванец. – Неизвестно, когда считать полномочия депутатов прекращёнными – с момента написания ими заявления, с даты объявления об этом на Думе или после подписания постановления спикером? Точку в этом споре должен поставить Верховный суд». 

«Конкурент» решил проконсультироваться у других специалистов в области права. «По федеральному закону депутат может подать в отставку по собственному желанию, что является основанием для досрочного прекращения его полномочий, – заявил «Конкуренту» директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. – Никаких дополнительных условий – например, что отставка должна быть принята Думой – в федеральном законе нет, отставка депутата не может быть поставлена в зависимость от согласия его коллег или от наличия подписи председателя представительного органа. Иногда такие дополнительные условия вводятся уставами муниципальных образований – скажем, в Братске Дума принимает отставку депутатов (то есть может и не принять). Но в уставе АМО таких оговорок нет. Получается, что отставка депутата ангарской Думы вступает в силу сама по себе, никакого утверждения не требуется, а значит, полномочия депутата прекращаются немедленно. По идее, так и должно быть – отставка есть отставка, она должна быть безотзывной». 

«Мы имеем в этом случае двухакт­ный юридический состав, – не согласен заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – Депутат пишет заявление, оно рассматривается Думой без голосования. Только совокупность этих двух актов делает юридический состав полным. Я не думаю, что уставные нормы в муниципалитетах могут вводить разный порядок сложения мандатов. Один в Братске и совсем другой в Ангарском районе. Есть федеральный закон, должно быть единообразие. Согласно пункту 11 статьи 40 131-ФЗ, решение Думы муниципалитета о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий. А если оно появилось в период между сессиями – не позднее чем через три месяца с появления такого основания. То есть решение Думы всё же обязательно. Есть воля самого депутата, есть необходимость объявления воли на Думе. Всё, юридический состав закончен. Что же касается вопроса о подписании постановления Светланой Кажаевой, то я думаю, что она несколько вульгарно трактует свои полномочия. Двухактный юридический состав был завершён полностью – заявления написаны, публично зачитаны на Думе. Уходящие и Дума выразили свою волю, и Светлана Кажаева обязана исполнить обязательные процедуры, она не хозяйка положения, она в данном случае подчинённая». 

Сами депутаты Агафонов, Куранов и Горобец заявили, что на Думу 31 декабря вообще пришли как простые граждане, поскольку считают себя освобождёнными от обязанностей депутатов с момента написания заявлений, то есть с 20 декабря. Следуя этой логике, их появление было бессмысленным – они уже не являлись народными избранниками. «Но мы же с вами понимаем, что в этом случае принятие бюджета на 2014 год было бы нелегитимным, поскольку за проект голосовали бы шесть реальных депутатов и три «фантома». Никто сейчас не пойдёт на то, чтобы признать то собрание нелегитимным. Так что только Верховный суд закроет этот цирк», – заметил один из депутатов Думы АМО, пожелавший остаться нена­званным. Обжалование в Верховном суде может затянуться до середины февраля. Поскольку в 2011 году в АМО были возвращены прямые выборы мэра, роспуск местного парламента означает, что район ждёт двойная кампания – по выборам и Думы района, и главы муниципалитета. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры