издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нереальное лишение свободы

Незаконный автобизнес остаётся излюбленным для преступного мира видом деятельности

По кражам и угонам автотранспорта Иркутск занимает второе место в России. Правда, полицейские считают, что ситуация стала меняться к лучшему. В прошлом году в областном центре зарегистрировано примерно на 200 краж и 20 угонов меньше, чем в 2012-м. К тому же впервые за последние годы раскрываемость автокраж повысилась и составила 7,5 процента. Однако вряд ли оптимизм правоохранителей разделяет большинство потерпевших: полиция вернула автовладельцам лишь 550 из 1350 угнанных машин. Незаконный автобизнес и сегодня остаётся одним из самых доходных и безопасных, а потому излюбленных преступным миром видов деятельности.

В неравной борьбе

В этой криминальной сфере нет случайных людей, уверены сотрудники полиции. Оборудование для угонов обходится слишком дорого, чтобы покупать его забавы ради. Автосканер, пригодный для отпирания дверей той же «Тойоты», стоит в среднем 200–300 тысяч рублей. Цена подобного устройства, способного справиться с противоугонными хитростями, которыми напичканы дорогие джипы, доходит до двух миллионов рублей. Но настоящих профессионалов такие траты не смущают – в этом криминальном бизнесе расходы быстро окупаются. 

«Лэндкрузеры» воруют обычно под заказ: они уходят в Монголию, на Кавказ. Лидируют же среди похищенных авто «Тойоты» стоимостью 300–400 тысяч рублей. «Японки» идут на возврат владельцам: воры предлагают хозяину угнанной иномарки выкупить её примерно за треть цены. И большая часть потерпевших идёт на сделку с преступниками, рассудив, что дешевле будет потерять 100–150 тысяч рублей, чем снова брать кредит на покупку автомобиля. Почему сговор с мафией для многих предпочтительнее, чем сотрудничество с полицией, понятно: люди не верят, что их права способны защитить правоохранительные органы государства. И в том, что репутация у стражей порядка такая плачевная, виноваты уж точно не потерпевшие. Профессионалы в погонах должны понимать: доверие к ним появится лишь в том случае, если они научатся раскрывать хотя бы 30% краж машин. 

Справедливости ради надо отметить, что проблема неуязвимости автоугонщиков актуальна не только для нашего региона, но и для России в целом. Недаром нынешний министр внутренних дел России Владимир Колокольцев уже через несколько месяцев в должности утвердил программу по противодействию кражам автотранспорта на 2012–2014 гг. Раскрывать такие преступления очень сложно: при нынешних технических возможностях процесс угона длится всего одну-две минуты. Этого времени хватает, чтобы отключить сигнализацию, открыть дверцу и завести двигатель даже «Лэндкрузера» с высокой степенью защиты. 

Тот факт, что в Иркутске в последние годы отмечался рост краж именно элитных, наиболее дорогих автомобилей, свидетельствует о росте профессионализма местных угонщиков и развитии организованных форм нелегального бизнеса. Всплеск этого вида преступлений связан с тем, что в 2009 году был расформирован специализированный отдел городского УВД по раскрытию краж и угонов автотранспорта, в состав которого входили не только опер­уполномоченные уголовного розыска и БЭП, но и следователи. Подразделение имело статус временного и внештатного, но работало более-менее результативно. Когда его прикрыли, в навязанной криминалом схеме возврата угнанных автомобилей (похитил – позвонил хозяину – вернул за вознаграждение) милиция фактически заняла место стороннего наблюдателя. За сутки в областном центре уезжало в неизвестном направлении порой по 15–18 автомобилей. После возврата их хозяевам за «вознаграждение» уголовное дело закрывалось. 

Такое положение сохранялось до создания осенью 2012 года очередного специализированного подраз­деления – постоянно действующей следственно-оперативной группы по раскрытию хищений автотранспорта УМВД России по городу Иркутску. Вал преступлений сбить оказалось непросто, но положительные сдвиги хотя бы наметились: число автокраж за 2013 год сокра­-

тилось с 1100 до 888, а количество доведённых до суда уголовных дел, напротив, увеличилось с 56 до 67. Статистика по угонам оказалась чуть получше: их раскрыто 170 вместо 129, а зарегистрировано 463 (в 2012-м было на 24 больше). По сути же большинство угонов (неправомерных завладений автомобилем без цели хищения) являются кражами. «Просто взял покататься» или «замёрз и решил погреться в чужой машине» – с такими показаниями дело уходит в суд, когда вора не удалось застать с поличным и доказать умысел на хищение. Криминальным путём – с получением «вознаграждения» от хозяев – в прошлом году возвращено около двух сотен машин, больше половины угнанных автомобилей владельцам вернула всё-таки полиция. 

В конце 2013 года начальник УМВД России по городу Иркутску Олег Кнаус отчитывался за результаты борьбы с преступностью на заседании Думы. По словам полковника, сейчас в областном центре 230 тысяч транспортных средств, каждый год их число увеличивается примерно на 10 тысяч, а рост количества охраняемых стоянок не поспевает за такими темпами. Угоняют машины чаще ночью, и больше всего рискуют владельцы, оставляющие дорогую вещь во дворе. Воры на следствии порой так и заявляют: «Если лоху жалко 100 рублей на стоянку, пусть платит». 

Полиции в неравной борьбе с автомафией требуется более адекватная помощь местных органов власти. Тягаться приходится с хорошо организованными криминальными группировками, которые следят за всеми техническими новинками и не жалеют средств на при­обретение новейших «инструментов». 

В то же время стражи порядка не имеют порой самого необходимого для поединка с преступниками. Из-за проблем с финансированием пока даже камеры видеофиксации на дорогах остаются редкостью, хотя эта противоугонная мера, запланированная в программе «Безопасный город», элементарна. «Такая система в два раза повысит раскрываемость краж автотранспорта. Я за эти слова отвечаю», – заявил Олег Кнаус депутатам на заседании городской Думы. 

Грошовое наказание

Угон автомобиля занимает у профессионального вора пару минут

Однако перекладывать на полицию всю ответственность за то, что кардинально переломить ситуацию с кражами автотранспорта в городе не удаётся, было бы, наверное, неправильно. Криминальная активность напрямую связана с безнаказанностью тех, кто совершает преступления. В прошлом году иркутскими полицейскими задержано по подозрению в причастности к хищениям транспорт­ных средств 219 человек – организаторов, посредников, исполнителей преступлений. Это, конечно, мало. Но даже тем из них, кто попадает на скамью подсудимых, удаётся, за редким исключением, избежать колючей проволоки.

Суд при вынесении приговора не только даёт оценку доказательствам совершения преступления, но учитывает характеристику виновного. Как правило, положительную. Нелегальный автобизнес избирают обычно молодые люди, ранее не судимые – в поле зрения полиции они попадают не на пер­вой-второй краже. Эти дельцы порой учатся в вузах и техникумах или имеют постоянную работу, занимаются в спортивных секциях, не злоупотребляют алкоголем и не принимают наркотики, соответственно, имеют хорошие отзывы по месту жительства и учёбы. Всё это влияет на решения суда.

В полиции мне рассказали о судьбе типичных уголовных дел, возбуждённых по статьям 158 и 166 УК РФ (кражи и угоны автотранспорта). Вердикты по ним принимались Октябрьским, Кировским и Свердловским судами Иркутска. Так, в июле 2012 года районный суд вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении двоих ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности иркутян Николая Б. и Артура К., которые органами предварительного следствия обвинялись в покушении на кражу. Сыщики задержали их с поличным в гараже потерпевшего при попытке угнать автомобиль «Дайхатсу Териос Кидс», изъяли сканер и другое воровское оборудование. В июле того же года дело было прекращено на основании статьи 25 УПК РФ – в связи с примирением подсудимых, находившихся на подписке о невыезде, с потерпевшим. По оперативной информации, оба молодых человека продолжают заниматься тем же криминальным бизнесом. Артур К. снова задерживался полицией по подозрению в причастности к краже автомобиля, но ушёл от ответственности из-за недостатка доказательств. Уши Николая Б., уверены стражи порядка, торчат из уголовного дела на 14 эпизодов, которое сейчас находится в производстве следователей.

К тому же результату привёл приговор, вынесенный в декабре прошлого года иркутянам К. и С. За кражу джипа каждому из них присудили штраф в размере 100 тысяч рублей – деньги были уплачены уже на следующий день. Что значит такое «наказание» для тех, кто зарабатывает на хлеб с икрой хищением дорогостоящих автомобилей? При задержании у К. и С. был, например, изъят программатор (прибор, способный обезвреживать огромное количество самых мудрёных сигнализаций), стоимость которого превышает миллион рублей. А собственная машина автоугонщиков, на которой они и попали в устроенную операми засаду, была просто напичкана умными и дорогими устройствами, незаменимыми в криминальном бизнесе. По словам полицейских, те два месяца, что К. и С. провели в СИЗО под стражей, в областном центре не «потерялся» ни один джип. Но сегодня похитителей крузеров ничего не сдерживает: с момента оплаты штрафа наказание считается отбытым, а вор – несудимым. 

В прошлом же году в суд ушло другое нашумевшее уголовное дело. Потерпевший из окна увидел, что его машину, припаркованную во дворе, пытаются угнать, и вместе с женой выбежал на улицу, пытаясь остановить воров. Он буквально бросился под колёса своего джипа. При этом один из соучастников, прячась за деревом, выстрелил в него из травматического пистолета и ранил в ногу. Из-за пальбы и криков угонщику пришлось покинуть чужой автомобиль, в который он тут же вернулся, вспомнив, что там осталось дорогостоящее оборудование. Подельник опять стал стрелять, прикрывая товарища. Всё это запечатлела видеокамера, установленная на подъезде дома. Раскрыли преступление спустя приличное время, когда группировка засветилась в очередных автокражах. Экспертиза показала: изъятое у подозреваемых оружие уже оставило в прошлом криминальный след. Одному из подельников удалось скрыться, и он был объявлен в федеральный розыск. Другому повезло меньше: его поймали и довели дело до суда, который приговорил вора к ограничению свободы на срок 10 месяцев. Потерпевший, рассказывают полицейские, был в шоке. Ему отстрелили кусок ноги, он столько пережил, грудью защищая от угона любимого железного коня, а его обидчику всего лишь запретили несколько месяцев посещать ночные клубы! (В судебном заседании преступник всё поминал ночной клуб, где напился с товарищем, отчего им якобы и пришла мысль угнать автомобиль). 

Самое «строгое» наказание районный суд дал водителю ООО «Стрелец», который «подрабатывал» автоугонами. Он был задержан на стоянке возле Центрального рынка при попытке похитить «Тойоту Лэнд Крузер Прадо». Хозяину джипа просто повезло: водитель, сидевший в припаркованной рядом машине, знал его в лицо и, заподозрив неладное, поднял шум. За покушение на кражу в крупном размере вор, задержанный на месте преступления, получил условное наказание на срок один год десять месяцев и штраф в размере 25 тысяч рублей. Сумма штрафа, надо думать, сильно насмешила осуждённого. Изъятый у него полицией комплект технических устройств, предназначенных для сканирования самых сложных систем охранных сигнализаций, перепрограммирования ключей иммобилайзера автомобиля и приведения двигателей в рабочее состояние, потянул на несколько миллионов рублей. 

Во всех случаях (а полиция могла бы продолжить их перечисление) наказание, которое получили автоворы, явно не достигло основных целей, предусмотренных уголовным кодексом: не восстановило справедливость и не способствовало ни исправлению осуждённого, ни предупреждению совершения им новых преступлений. Что характерно, об ужесточении законодательства речи вовсе не идёт. Санкция статьи 158 с квалифицирующими признаками «в группе по предварительному сговору» и «в крупном размере» предполагает до 6 лет лишения свободы, и это немало. Но лишь один приговор за прошлый год сыщики и следователи вспоминают с чувством морального удовлетворения: когда Свердловский районный суд наказал шелеховских автоугонщиков реальным лишением свободы на срок 4 года. После этого число краж и угонов в Шелехове снизилось, по словам полицейских, на 80 процентов. 

Представители Фемиды могут возразить: борьба с преступностью – не дело суда, задача людей в мантиях – осуществлять правосудие. Главный показатель качества судейской работы – стабильность приговора: если он не отменён вышестоящей инстанцией, комментировать тут нечего. Однако статья 43 Уголовного кодекса РФ, называющая основной целью наказания предупреждение совершения осуждённым новых нарушений закона, не оставляет сомнений: органы правосудия являются важными субъектами профилактики преступности. Именно от избранного им наказания зависит рост либо спад криминальной активности зло­­-

умышленников. Заставить авто-угонщиков умерить пыл, по мнению полицейских, могло бы условное наказание с длительным испытательным сроком, но никак не копеечные штрафы. Однако у судей свои резоны: если они не уверены, что обвинительный приговор устоится в вышестоящей инстанции, то наказание назначают такое, которое сторонам не захочется обжаловать. В судебной системе тоже подводят итоги работы и склоняют на совещаниях за плохие показатели.

Если смотреть на ситуацию в сфере противодействия нелегальному автобизнесу глазами потерпевших, вспоминается чёрный юмор по Райкину. Помните? «У нас специализация. Я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть?» Так и здесь. Одни ловят похитителей джипов, другие их отпускают, наказывая грошовым штрафом. И все вроде стараются, делают своё дело. Только жертвам преступлений от этого не легче. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры