издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Иркутск нас вдохновляет»

Музыканты Янковские о себе, музыке и симфоническом оркестре

В Иркутском губернаторском симфоническом оркестре в последние годы появилось много новых имён, талантливых молодых музыкантов. В их числе – кларнетист Данила Янковский и скрипачка Валерия Янковская. Эта пара, безусловно, обращает на себя внимание – яркие, красивые, одарённые, влюблённые друг в друга и, конечно же, в музыку. Оказывается, каждый из них занимается музыкой с детства. А переезд в Иркутск стал особой вехой в их творческой судьбе – здесь они обрели творческую свободу, смогли полнее и интенсивнее реализоваться как музыканты.

«Неважно, где ты, важно, кто ты»

– У каждого свой путь в музыку. Каким он был у вас? 

Валерия: Мои первые шаги на этом поприще были сделаны в три года. В Барнауле, где я родилась и росла, был лицей Сузуки, уроки шли по японской методике. Она заключается в том, что детей с 3 лет учат музыке и иностранным языкам. Мама мечтала, чтобы её дочь была скрипачкой, и, узнав об этой школе, она отдала меня туда учиться. Сегодня я могу сказать, что моя мама – просто героиня, столько времени и сил она на это положила. 

В 5-6 лет я уже начала профессионально заниматься скрипкой, а в 7 лет выступала с оркестром на сцене Барнаульской филармонии.

– Не было ли страха в душе семилетней девочки, выходящей на сцену?

Валерия: Нет, дети обычно не боятся выступать, они более раскованны. Это сейчас уже есть страх, волнение, потому что ты осознаёшь степень ответственности. А тогда отправляли тебя на сцену и ты расценивал это как должное. Но я много слёз пролила в детстве, потому что летом, когда все отдыхают, ты стоишь и пилишь эту скрипку, и смириться с таким раскладом было невозможно. Поэтому сейчас я благодарна и всем людям, которые меня обучали, и, безусловно, родителям, которые не сдавались и заставляли учиться через слёзы и непростые подростковые периоды, находили нужные слова. То, что я в детстве много занималась, в жизни сильно помогло – были заложены трудолюбие, упорство, характер. В 13 лет я уехала в Новосибирск, поступила в музыкальную школу-интернат, там продолжила своё обучение. Сейчас я учусь на 4 курсе Новосибирской консерватории, заочного отделения там нет, предусмотрен свободный график учёбы: главное – заниматься и сдавать сессию. 

– А скрипка у вас своя?

Валерия: Есть своя, есть и не своя. Вообще, у меня с детства были свои скрипки. А когда я приехала в Иркутск, наш замечательный дирижёр Илмар Артурович предложил свой хороший инструмент. 

И сейчас на всех концертах, проектах, фестивалях я играю на этом инструменте. Это скрипка работы современного мастера, и мы с ней сроднились.

Данила: Меня в музыку привели энтузиасты-родители, мы все новосибирцы. Ведь в музыкальную школу ребёнка обычно отдают в маленьком возрасте, когда тот ещё не осознает, нужно ли ему это, хочет ли он быть музыкантом. Но у меня ситуация уникальная – вся семья занимается музыкой, мама играет на домре, папа и старший брат – на кларнете. Поэтому мне с самого 

рождения было предопределено, кем быть. Потому что, когда вечерами дома разговаривают о Чайковском и Шостаковиче, иного пути нет. 

– Начали, наверное, с фортепиано?

Данила: Да, сначала были фортепиано, элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, а затем я уже поступил в среднюю специальную музыкальную школу для одарённых детей в класс своего отца, заслуженного артиста России Владислава Янковского, и начал учиться кларнету. У меня также есть и свой инструмент, и филармонический.

– Как же вас в Иркутск занесло?

Данила: Три года назад нас с отцом пригласил с концертом в Иркутск Илмар Артурович, мы играли сольный концерт с симфоническим оркестром. Маэстро Лапиньшу по-нравилось наше исполнение, и он захотел, чтобы я влился в Иркутский симфонический оркестр. А когда он узнал о нашей музыкальной семье, о том, что супруга играет на скрипке, то приложил все возможные усилия, чтобы мы переехали. Так в марте 2011 года мы оказались здесь.

– Новосибирск – крупный город, мегаполис, он и находится ближе к центру России. Чаще иркутяне переезжают туда, чем наоборот. Почему вы приняли это предложение?

Данила: Как-то мои профессора из Германии Сабина Майер и Райнер Вейле, у которых я учился, сказали мне: «Неважно, где ты, важно, кто ты». Эту фразу я с тех пор помню, и она ведёт меня по жизни. Можно много рассуждать и дискутировать. Да, Новосибирск – большой город, но в культурном плане Иркутск ярче. Иркутск культурно развивается интереснее, Новосибирск на его фоне сдаёт позиции. Там классическая культура приелась, концерты и проекты не вызывают ажиотажа среди публики. А публика и обратная связь для артиста очень важны. В Иркутске же новые музыкальные проекты обычно воспринимаются на ура, вызывают восторг, интерес и у публики, и у исполнителей. В Новосибирске сложно было предложить что-то новое, найти отклик. Здесь все сразу хватаются за оригинальную идею, помогают, включаются – и дирекция, и администрация, и руководитель оркестра.

– А у вас схожие впечатления от города?

Валерия: Поначалу мне не особо Иркутск понравился. В Новосибирске у меня было всё – родители, дом, друзья, учёба. Но прошёл год, и здесь у нас всё стремительно закрутилось и закипело, Данила придумывает много творческих проектов, я везде участвую. И сейчас мне здесь намного лучше, чем в Новосибирске. Здесь мы действительно можем делать практи-

чески всё, что хотим, – любой концерт и любой проект. Всё, что есть в голове у Данилы, мы можем воплотить, в Новосибирске это было сложнее. И здесь музыканты другие: если Данила предлагает сделать какой-то интересный концерт, предлагает играть определённые музыкальные произведения, все хотят это делать и все включаются в процесс. А в Новосибирске сразу начинают задавать вопросы: «А сколько нам заплатят? А стоит ли в это ввязываться?». И в Иркутске люди очень хорошие, милые, доброжелательные. В Новосибирске все более загруженные, углублённые в свои заботы и проблемы. Здесь же много душевной теплоты и отзывчивости.

Данила: Не так давно Илмар Артурович сделал концерт памяти Рафаэля Варшавского, был такой знаменитый кларнетист, заслуженный артист. Получилось пригласить моего брата, он тоже кларнетист, концертмейстер группы кларнетов Новосибирского симфонического оркестра, мы вместе с оркестром сыграли два концерта Мендельсона. Когда брат вернулся в Новосибирск, он рассказывал мне: «Меня Иркутск так вдохновил! Я на хорошей творческой волне, сижу и занимаюсь, давно такого не было».

– Это звучит очень отрадно и даже вдохновляющее для иркутян. Очень уж стало модно ругать город в последние годы, в том числе и за высокие цены на недвижимость. В связи с этим хочется спросить: ваш-то квартирный вопрос был решён?

Данила: Филармония нам в этом вопросе помогла, и это сразу обговаривалось. Так что никакие квартирные и бытовые проблемы нас от работы не отвлекают.

Жена как генератор энергии

«Здесь все сразу хватаются за оригинальную идею, помогают»

– Ваша семья давно существует?

Данила: Три года.

– На ваш взгляд, для брака полезно или неполезно работать вместе с супругом? На репетициях вместе, на концертах вместе, на гастролях вместе. 

Данила: Почти всем явлениям свойственна полярность. Мы видим больше плюсов, чем минусов. Плюсы в том, что мы намного требовательнее друг к другу на сцене, на репетициях, никаких поблажек друг другу не даём. В работе неизбежны какие-то недочёты, шероховатости, которые ты сам не увидишь, а супруг заметит. И мы друг друга подстёгиваем, стимулируем к профессиональному росту. Когда наш рабочий день закончен, мы и дома говорим о работе, о музыке, обсуждаем каждый пройденный этап, и это помогает в решении каких-то творческих задач. 

– Приходилось ссориться на этой почве?

Данила: Бывают, конечно, споры. Но мы всегда добиваемся того, чтобы в этом споре всё-таки рождалась истина. У Валерии своё мнение, у меня своё – так, толкая друг друга, мы находим всё-таки точку соприкосновения, и она оказывается единственно верной и правильной. Музыканту проще создавать семью с другим музыкантом, так нам кажется, и детям будет более комфортно расти в единой творческой атмосфере.

– Как обычно проходит ваш рабочий день?

Валерия: В нашей профессии нет единого расписания, нет стандартного рабочего шаблона. Обычно с утра разыгрываемся, потом репетиции, у Данилы ещё занятия со студентами и детьми. Он заведует духовым и ударным отделениями Иркутского музыкального колледжа имени Фредерика Шопена и преподаёт в школе музыкантских воспитанников. Бывает, что репетируем поздно вечером – в основном для своих проектов, времени днём у нас на это нет, только ночи остаются. Мы записываемся на зал в филармонии и до часу, до двух играем.

– Как же вы всё успеваете? Где черпаете энергию?

Данила: Это всё благодаря супруге, она мой генератор, она меня заряжает и подпитывает. Если бы не было её, вряд ли у меня было бы столько сил, энергии, здоровья и желания творить.

– А свободное время как любите проводить?

Валерия: Самое любимое – это уехать в Новосибирск к родителям, мы очень скучаем, почти каждый день созваниваемся в скайпе. Я вижу их чаще, потому что езжу на сессии. А летом самое главное – это оказаться на родительской даче, где мы можем собраться всей семьёй. Там на нас обрушивают такие потоки любви, что запаса хватает до следующего лета.

Когда дирижёр бьётся за своих музыкантов

«Бывает, что репетируем поздно вечером – в основном для своих проектов, времени днём у нас на это нет, только ночи остаются. Мы записываемся на зал в филармонии и до часу, до двух играем»

– Музыканты сегодня часто выезжают на гастроли, в том числе и за рубеж. Это и новый опыт, и новый зритель. Какие гастроли запомнились ярче всего?

Валерия: Ещё в Барнауле я играла в скрипичном ансамбле, и каждое лето мы выезжали в Японию на целый месяц, в разные города, по две недели жили в семьях, язык практиковали, это было очень интересно. Мы играли вместе с японскими детьми, на сцену выходило до ста человек. Никогда в жизни не забуду эти ряды маленьких японских музыкантов на сцене – три годика, четыре, пять лет и так далее. И мы с ними вместе. Япония мне очень нравилась.

Данила: У меня много гастролей было – и в составе оркестров, и сольных. Когда я учился в Германии, мы с товарищами создали кларнетовое трио «Кларус». И как-то выиграли конкурс, призом которого заявили четыре концерта на круизном лайнере. Это было турне по Средиземноморью, у нас были хорошие каюты, мы питались в ресторанах, вокруг было прекрасное море, экскурсии – Греция, Турция, острова Крит, Сицилия, Мальта. Это было незабываемо. Потому что обычно гастроли – это очень тяжело. С 2006 по 2007 год я работал у немецкого дирижёра Юстаса Франца в оркестре «Филармония наций». И график у нас был очень сложный: вечером концерт, ночью переезд, утром расселение в отеле, потом репетиция, переезды по 400–500 километров. В месяц было более 20 концертов. Так что обычно гастроли классических музыкантов – это физически тяжёлая работа, это не отпуск за рубежом, как многие думают. 

Также нам запомнилась поездка в Японию нашим струнным квинтетом, куда входят Андрей Шевченко, первая скрипка, Валерия Янковская, вторая скрипка, Юрий Мень, альт, Константин Зуев, виолончель, и я как кларнетист и художественный руководитель. В Японии мы выступали на фестивале «Русь Священная», наш виолончелист Константин Зуев сделал интересные аранжировки, фантазии на тему русских народных песен. Также с нами работала японская пианистка, мы исполнили секстет Прокофьева на еврейские темы. 

– Что сегодня интересного происходит в филармонии?

Данила: Конечно, самым ярким событием последних недель был юбилей Илмара Артуровича Лапиньша, приуроченный к 45-летию его творческой деятельности. Был потрясающий концерт с элементами театральности, сделанный с европейской элегантностью и юмором. Словом, всё было в неповторимом стиле Илмара Артуровича. Да и в целом – что ни концерт, то событие, настолько велик багаж его опыта, и мы все учимся у него, а он с удовольствием делится с нами своими знаниями. Он умеет делать такие концерты, после которых кажется: «Лучше быть уже не может». Сейчас мы репетируем «Первую симфонию» Малера, насколько я знаю, в Иркутске она нечасто исполнялась. Это одна из моих любимых симфоний, я её никогда не играл, но много раз слушал. Будет очень интересно её исполнить. 

– Я вижу, что с главным дирижёром оркестра у вас сложились абсолютно гармоничные взаимоотношения.

Данила: Это так. Я у него часто спрашиваю совет, он настоящий мастер своего дела, Профессионал с большой буквы.

Валерия: Он столько делает для оркестра, посмотрите, сколько он сюда пригласил новых молодых музыкантов в последние три года! 

А ведь это непросто, это требует решения жилищных проблем. И это его внимание к музыкантам дорогого стоит. Сколько за эти 5 лет его работы было интересных проектов, он солистов разных приглашает, это для нас колоссальный опыт – мы видим талантливых музыкантов, учимся у них. Не говоря уже о том, что от этих проектов получают удовольствие и зрители. У него в голове по-стоянно рождаются новые оригинальные идеи, как-то мы играли с нашим квинтетом Прокофьева, а он звонит на следующий день: «Надо это сделать с балетом», вот такой в нём бурлит бесконечный творческий процесс.

Данила: Я уважаю таких людей безмерно. Своей активностью, работой, идеями он напоминает мне моего отца. Они уже многого добились, но всё равно ищут и постоянно совершенствуются. А если человек останавливается в своём развитии – это конец, и неважно, сколько ему при этом лет. А Илмар Артурович за каждого музыканта бьётся, он всех старается привлечь, обеспечить работой. 

– Вы производите впечателение абсолютно довольных жизнью, позитивных и счастливых людей, в том числе счастливых и в профессии. Это так?

Данила: Конечно. Спасибо Иркутску, спасибо Иркутскому губернаторскому симфоническому оркестру. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры