издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Зиме все времена покорны»

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед

Выставка под таким названием проходит в Иркутском художественном музее. В центре внимания самое завораживающее время года – зима. На живописных полотнах XIX, ХХ и XXI веков снежная пора представлена в жанрах пейзажа, бытовой картины и даже натюрморта. И представлена она очень индивидуально каждым из художников. Здесь можно встретить и академическое столичное искусство XIX века, и современные произведения выдающихся мастеров Иркутска.

Зима сибирская и зима европейская на полотнах художников показаны во всей палитре проявлений: от лирико-романтических до монументально-эпических, от пурги и вьюги до оттепели. И в каждом из этих состояний художники находят нечто своё, особенное. 

Так, пейзажи XIX века завораживают нас не только снежными просторами, но и изумительной цветопередачей закатного или рассветного неба. Художники-академисты Владимир Казанцев, Николай Добровольский, представитель салонного искусства Юлий Клевер отдавали дань мимолётным моментам игры света и цвета на полотне небес и земли. Пространство картин объёмно и наполнено воздухом. Красота моментов даже заставляет отступить на второй план мысли о холоде.

Например, картина Юлия Клевера «Зимний закат в еловом лесу» является одной из любимых у посетителей музея. Да и невозможно пройти мимо этого пейзажа! Невольно остановишься полюбоваться на переливы закатного солнца сквозь заснеженный лес. И незаметно сами собой всплывают в памяти строчки из стихотворения Фета:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

А работа Владимира Казанцева «На Урале» чарует многослойными оттенками неба. Только зимней порой можно наблюдать подобные оптические природные эффекты, когда холодный воздух прозрачен и чист до предела. 

Но в произведениях того же Казанцева «Зимний ночной пейзаж» или Михаила Панова «Зимой на собаках», наоборот, можно прочувствовать всю строгость зимней поры. Здесь мастера используют лунный свет, от которого снег приобретает совершенно другое, морозное звучание. Передача лунного освещения всегда является для художников весьма непростой задачей. И, как правило, луна задаёт особый тон и настроение, склонное больше к мистическому началу. Да и зима здесь уже не столь безобидна. Зимняя ночь всегда расценивалась человеком как самое опасное время суток. 

Передача официально выверенного и сказочно-романтического состояния зимы не было утрачено и современными художниками. 

Виталий Рогаль. Навстречу солнцу

Так, на полотне Анатолия Костовского «Рождественский вечер» нас встречает зима нарядная, праздничная. Дома, укутанные снегом, кажутся уютными и приветливыми. Такая же добрая и приветливая зимушка на картинах Владимира Кузьмина. Мозаичное переплетение деревьев, улочек и домов щедро приправлено снегом и лучами солнца, что придаёт работам настроение радости, полноты жизни. Художник ставит во главу угла не суровый сибирский климат, а очарование и красоту снежного времени года.

Даже в «Натюрморте с яблоками» кисти Алексея Жибинова зиме отводится далеко не последняя роль. И пусть на первом плане красуется ваза с фруктами, но в конт-раст с ней за окном изображена снежная улица. Холод оконного пейзажа подчёркивает ассоциативность фруктов с теплом и летом.

Светом и искрящимся снегом изобилует произведение «Навстречу солнцу» Виталия Рогаля. Пронзительные лучи и контрастные тени. Неудержимое стремление вперёд и морозный воздух, захватывающий дух. 

Тяжеловесной эпической нотой звучит картина Евгения Симонова «У истока Ангары». Другая сторона зимы: предельная суровость и неприступность природы, величие зимней поры.

Действительно, и в прошлых веках, и в наше время художники отдают должное белому времени года. Строгая и завораживающая, властная и мягкая, белая и многоцветная зима. Её побаиваются и её любят, ею любуются и перед ней преклоняются. Художники на своих полотнах сплетают в единое солнечные лучи и морозный воздух, хоровод снежинок и лунные блики, чтобы донести зрителю очарование и грозность зимы. И не важно, какой век за окном, у неё всегда найдутся свои поклонники… 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры