издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нужно идти, ехать навстречу людям»

Иркутянин Евгений Чумаков – человек с ограниченными возможностями, но с неограниченным запасом жизненных сил и целеустремлённости. В 17 лет, на самом взлёте жизни, он попал в автомобильную аварию и сломал позвоночник. Ноги отказали. Кто-то в подобной ситуации начинает пить, кто-то сводит свою жизнь к бесцветному угасанию, а кто-то бросает вызов боли, неожиданно образовавшемуся вакууму, злой судьбе и побеждает. Авария, отнявшая у Евгения возможность ходить, не помешала ему сдать экзамен на водительские права, получить два высших образования, а последнее достижение молодого человека – победа во всероссийском конкурсе «Я лидер». Наградой стала поездка в Сочи на Паралимпийские игры в качестве зрителя.

«В нашей стране жизнь инвалидов – бесконечное преодоление»

– Я сразу стал старше, – вспоминает Евгений Чумаков события семилетней давности. – Сейчас иногда накатывает тоска, конечно. Но я лично никогда не думаю, как всё могло бы сложиться иначе. Многие начинают раскручивать события назад, гадать: «А вот если бы я поехал другой дорогой, то не разбился бы». Такие мысли о прошлом не дают двигаться дальше, тормозят. Надо смириться и принять ситуацию, если не сможешь – всё, распад личности! Намного продуктивнее думать и решать, как устроить свою жизнь, чтобы она была жизнью, а не существованием. Хотя в нашей стране жизнь инвалидов – это бесконечное преодоление. Это печально, но на данный момент ситуация такая, и надо думать, как приспосабливаться. 

Как человек прямого действия Женя для начала получил водительские права. Машина для колясочника – это и друг, и помощник, и защита. Автомобиль, насколько это возможно, решает проблемы с мобильностью, позволяет не сидеть в четырёх стенах, получать новые впечатления и решать какие-то житейские задачи. Далее Евгению удалось то, что не под силу многим здоровым людям, – он получил два высших образования, бухгалтерское и юридическое. Учился, конечно, дис­танционно, но сдавал государственные экзамены и защищал диплом лично. К сожалению, найти работу ни по одной из этих профессий Евгению не удалось – трудоустройство инвалидов в России так и остаётся огромной проблемой. Но сегодня здорово выручает Интернет. Например, работа нашего героя связана с наполнением и администрированием сайтов, также он занимается видеомонтажом. 

«Я часто езжу на поддерживающее лечение в санатории и обычно вижу там людей пассивных, которые ни к чему не стремятся, ничего не хотят, жизнь для них остановилась»

«Безбарьерный Иркутск» – так называется сайт, который Евгений создал совместно с Татьяной Кокиной и администратором которого является. Справочники, законы, форум, новости – здесь много нужной и полезной информации. Но, чтобы сайт развивался и был более полезным для адресной аудитории, необходимо финансовое вливание, а с этим, как обычно, есть проблемы. 

– Я сделал карту «Слой безбарьерной среды для «ДубльГИС», где зелёными флажками отмечены доступные зоны, жёлтыми – частично доступные, а красными – недоступные.

Мы загрузили эту карту на сайт. Но здесь я хочу отметить, что любая общественная деятельность должна иметь какую-то цель, результат. Если этого не происходит, накрывает усталость, ты думаешь: сколько можно хлестаться? Подвижки в изменении безбарьерной среды Иркутска пока небольшие, – констатирует Евгений Чумаков. – Говорят: ставят новые пандусы. Где же они? Спуски крутые я вижу, а где же пандусы? По большому счёту, я проезжаю везде, где захочу. Когда я нахожусь где-то один, то знаю, что найдутся добрые люди, готовые мне помочь. А вот когда несколько человек на колясках желают где-то прогуляться или куда-то сходить – это проблема. Три-четыре колясочника вмес­те никуда попасть не могут. Впрочем, в некоторые заведения Иркутска – развлекательные или общепитовские – колясочников просто не пускают. Не могу сказать, что хочу ходить в ночные клубы, но даже если возникнет такое желание – ход мне везде заказан, только в «Дикую лошадь» пускают без проблем. 

– Но ведь это прямое нарушение прав человека. Как вы этому противостоите? 

– Если честно, я не понимаю, зачем люди лбом бьются, если сталкиваются с таким отношением. Ведь в городе полно мест, куда можно попасть. Например, в большинство кафе в отличие от пафосных заведений. В кинотеатры пускают выборочно, впрочем, в некоторые просто невозможно заехать, поэтому я люблю «Джем Молл» – там всё на первом этаже. В театры трудно попасть, есть препятствия в виде лестниц. Но в драмтеатре меня уже знают, там охранники через три ступеньки меня затаскивают. То есть в полной изоляции мы не находимся. Хотя некоторые ограничения не только по доступности среды, но и по так называемому фейс-конт-ролю есть. 

Паралимпиада как мотивация к жизни 

Друг Евгения фотограф и оператор Алексей Баратов снимает про парня фильм. Их цель – создать жизнеутверждающее кино. 

– Мало кто снимает документальное кино про людей с ограниченными возможностями. А если и снимает, то фильмы получаются тяжёлыми, от них часто веет безнадёж­ностью. Мы хотим заразить зрителя другой идеей – жизнь-то продолжается, несмотря ни на что. Нужно сломать стереотип и показать нечто по-настоящему позитивное. Картину мы планируем закончить летом, будем подавать её на различные фес­тивали и конкурсы.

Поскольку у Евгения был опыт съёмок, наработки, то сделать ещё несколько видеокадров и смонтировать ролик для всероссийского конкурса для людей с инвалидностью «Я лидер» не составило никакого труда. Конкурс проводили региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» и оператор мобильной связи «Мегафон». Номинаций было пять – «Я лидер-спортсмен!», «Я лидер-общественник!», «Я лидер-сотрудник!», «Я молодой лидер-школьник!», «Я лидер в творчестве!». Победу одержали 15 человек – по три персоны в каждой номинации. 

– Мы сделали пятиминутный ролик с упором на мою активную жизненную позицию. Нам хотелось показать и товарищам по инвалиднос­ти, и здоровым людям, какой насыщенной может быть жизнь человека с ограниченными возможностями. Ролик мы отправили на конкурс, также его можно увидеть на моей страничке в социальной сети «ВКонтакте». В декабре стало известно, что мы победили. В качестве приза мне и моему сопровождающему оплатили поездку на Паралимпиаду. 

А вот что было написано о Евгении на официальном сайте Паралимпиады: «Ещё один победитель, Евгений Чумаков из Иркутска, тоже активно работает над проектами доступной среды, безбарьерного города, создал карту доступности Иркутска. Он выиграл в номинации «Я лидер-спортсмен» и сразу получил предложение подумать над собственным возможным участием в следующих Паралимпийских играх. Сергей Поддубный, паралимпиец, участник проекта «Свой чемпион «Сочи 2014», посоветовал Евгению не робеть и продолжать активно тренироваться с прицелом на будущие чемпионаты».

Паралимпиада – событие, безус­ловно, грандиозное. И у Евгения осталась масса впечатлений: 

– Всё было продумано, мы почувствовали настоящую заботу о себе, проплачено было всё – от дороги до питания и входных билетов. Для нас приготовили специальные машины с подъёмниками, колясочников везде пропускали без очереди, на Паралимпиаде также работало множество волонтёров, которые помогали везде и во всём. Буквально с самолёта мы отправились на матч США – Россия по следж-хоккею. На стадионе присутствовало 5 тысяч зрителей, вообще-то я не болельщик, но там невольно заражаешься и наслаждаешься этой атмосферой. Нам удалось увидеть соревнования по кёрлингу, биатлону и слалому. Наибольшее впечатление произвёли следж-хоккей и скоростной спуск. Мы видели многих инвалидов из-за рубежа, они совсем другие – свободные, жизнерадостные, самодостаточные, они себя легко чувствуют. Наши же люди замучены бесконечной борьбой. Есть даже такая шутка: «Почему наши паралимпийцы так часто выигрывают? Потому что вся их жизнь – это тренировка и борьба». Не знаю, станет ли жизнь в России когда-нибудь комфортной и простой для людей с инвалид­ностью.

– Чем для вас стала эта поездка на Паралимпиаду?

– Я увидел самых сильных людей на земле – паралимпийцев. Я часто езжу на поддерживающее лечение в санатории и обычно вижу там людей пассивных, которые ни к чему не стремятся, ничего не хотят, жизнь для них остановилась. А в Сочи я увидел много активных людей с инвалидностью, и не только паралимпийцев, но и фотографов, журналис­тов. Это глубокие и яркие впечатления, они мотивируют, как надо жить. Я и до этого так считал, просто примеров перед глазами мало было. У нас в городе немного активных колясочников. А на Паралимпиаде я увидел тех, на кого нам всем можно и нужно равняться. И после этого окончательно сформировал жизненную цель – своей позицией донести до людей, что не надо пугаться инвалидов. Все, кто меня знает, достаточно легко со мной общаются. Если бы я после аварии встретил такого человека, как я сам, то был бы самым счастливым в мире. А сейчас я сам прошёл много, одно получение прав чего стоит, и готов делиться с людьми своим опытом. Но проблема в том, что мало кому это нужно, мало кто стремится изменить свою жизнь к лучшему. И ещё я убеждён: сами мы тоже должны пытаться интегрироваться в общество, ведь многие отзывчивые люди готовы нас поддержать, но они зачастую не знают, кому чем и как помочь. Не нужно закрываться от людей, нужно идти, ехать им навстречу. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры