издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не до юного зрителя

Закулисные истории ТЮЗа вышли на сцену

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

Геннадий Гущин, в мае прошлого года ставший главным режиссёром театра имени Вампилова, 5 марта года нынешнего написал заявление об увольнении. С момента отставки прошёл почти месяц, а разговоры об этом не умолкают, скорее наоборот. Сам Гущин заявляет о том, что он решил уйти, «чтобы в театре не произошло конфликтной ситуации, так называемого Майдана». В соцсетях и приватных разговорах крепнет мнение, что главрежа попросту выжили. «Иркутский репортёр» попытался разобраться, в замысловатом сюжете. Оказалось, что версий случившегося несколько. Только оценить их правдивость проблематично: герои этой пьесы то и дело оставляют в тени либо лица, либо мысли.

 «У меня лично не было никакого конфликта с Гущиным, а причину своего ухода он мне не раскрыл», – заявил директор ТЮЗа Виктор Токарев в телефонном разговоре с нашим корреспондентом. «Всё время, пока я работал, было непонимание. Руководство не понимало меня, я не понимал руководство. Когда я пришёл с заявлением, мне показалось, что директор обрадовался, заявление подписал мгновенно», – рассказывает Геннадий Гущин и признаётся, что официально, для СМИ, комментировать ситуацию ему не хотелось бы: «Если мы начнём разбирать частности, получится склока, не думаю, что эти закулисные истории могут быть интересны зрителю». Однако зрителю небезынтересно. К тому же сложно поверить, что такой конфликт вырос из частностей. 

«Всё складывается из мелочей, – отвечает Гущин. – В СМИ, в одной из статей, было упомянуто, что я нарушаю концепцию детского театра. Та программа, с которой я зашёл в ТЮЗ, не была принята. Я бы не хотел конкретизировать». «Первые три работы нового главного показали, что прежний дух театра и его репутация могут быть утеряны», – написала в своей статье в «Байкальских вестях» критик Валентина Семёнова. 

Видимо, этот текст и имеет в виду бывший главреж. «Я сделал всё, чтобы Геннадий Степанович плодотворно работал в театре, – заверяет Токарев. – У него было требование – принять его выпускников. Оно выполнено. У нас было шесть свободных ставок, на которые приняты студенты, ещё три актрисы работают по договору. Нужно было снять квартиры иногородним артистам – квартиры театр оплачивает. Надо было три студенческих спектакля перенести на нашу площадку – выполнили это. Мы также обеспечили спектакли в материальном плане: пошили костюмы, сделали декорации, заплатили специалистам. Спектакли вошли в репертуар и до сих пор играются».

Виктор Токарев:
«У меня лично не было никакого конфликта с Гущиным»

На должность главного режиссёра Геннадий Гущин был назначен по представлению минкульта. Первым его шагом стала постановка пьесы Островского «Не в свои сани не садись», заглавие которой породило понятного рода шутки, потом была «Тринадцатая звезда». Последней Гущин поставил одноактную пьесу Олега Богаева «Дорога вниз» (при желании пророчество можно углядеть и в этом названии), которую встретили неоднозначно. 

Высказывания в поддержку Геннадия Гущина, равно как и в поддержку Виктора Токарева, периодически раздавались на всём протяжении их, кажется, вынужденного союза. Правда, наиболее скользкие темы курсируют исключительно в виде слухов: на прогоны спектаклей Гущина целенаправленно собирали людей, чтобы они высказались отрицательно; руководство театра затрудняло продажу билетов на спектакли, поставленные Гущиным; сочувствующие Гущину боялись под взглядом коллег зайти в его кабинет; сочувствующие Токареву писали «антигущинские» письма губернатору.

Геннадий Гущин отказывается от комментариев, Виктор Токарев всё отрицает. «У меня не было конфликта и никогда не было никаких возражений по вечернему репертуару, – комментирует он. – На обсуждение спектаклей приглашались разные категории зрителей: педагоги, журналисты, театроведы, студенты. Звучали разные мнения: от хвалебных до настороженных». Никаких помех продажам, по словам Токарева, также не создавалось. «Да, на спектакль «Не в свои сани не садись» билеты распространялись в основном в вузах, так как Геннадий Степанович сам не рекомендовал смотреть его старшеклассникам. Позднее он изменил мнение, и ученики стали приходить», – приводит пример Токарев.

Если взять за аксиому утверждение «Плохой рекламы не бывает», для ТЮЗа наступили хорошие времена

Пожалуй, только о коллективе театра бывшие коллеги говорят в одном ключе. «С коллективом у меня не было никаких конфликтов, со многими людьми мне жаль расставаться», – говорит Гущин. «Раскола в театре нет и, дай бог, не будет. Для любого театра это самое страшное», – комментирует Токарев. На вопрос о письмах против бывшего главрежа Геннадий Гущин пожимает плечами: «Ничего не могу сказать». Токарев подчёркивает: «Про письма я ничего не знаю. Ничего сам лично не подписывал и никогда никого не просил поддержать меня. У меня есть только анонимные письма, где ругают меня, причём бездоказательно».

На фоне непризнаваемого одним и некомментируемого другим конфликта о режиссёрских качествах и результатах работы Гущина говорят мало. Точнее, обсуж­дений и высказываний хватает, но почти все они в контексте плохо скрываемых противоречий. Пожалуй, хором признают только одно: вместе с Гущиным в ТЮЗ пришло что-то новое. Со знаком «плюс» или «минус» – вопрос дискуссионный. Кто-то говорит о свежести и разговоре с молодёжью на её языке, кто-то о ломке традиций.

Виктор Токарев на вопрос, стал ли уход Гущина потерей для теат­ра, отвечает уклончиво: «Наверное, это не прошло безболезненно для его учеников… Я их прекрас­но понимаю. В целом же обстановка в театре стабильная. Если Геннадий Степанович захочет поставить какой-то спектакль у нас, возражений не будет. Мы же в одном городе работаем, а все разногласия со временем проходят».

Представить, что Гущин согласится, может, кажется, только Виктор Токарев. Сам Гущин подчёркивает: что ждёт ТЮЗ в будущем, его не слишком интересует. На вопрос, что теперь будет с его воспитанниками, которые пришли в театр вместе с ним и под его концепцию, Гущин отвечает: «Я настоятельно попросил их продолжать работать в театре, они остались. Дальше им самим решать». 

Виктор Токарев подчёркивает: все актёры, задействованные в спектаклях, продолжают работать. Впрочем, каковы их перспективы, сейчас сказать сложно: концепция развития театра у нового главного режиссёра, если он, конечно, появится, может быть совсем иной. По словам Виктора Токарева, имя нового главрежа может прозвучать в августе. Кандидатур на этот пост несколько, в наличии и главный претендент, у которого «есть чёткое намерение приехать и быть главным режиссёром». По мнению Токарева, раньше срока называть фамилию не стоит. Известно лишь, что режиссёр имеет опыт постановки в ТЮЗе, знаком с труппой и с началом нового театрального сезона даст окончательный ответ.

Судьба театра решается там, куда нет доступа зрителю. Однако зайти и выйти через служебный вход незаметно невозможно

Между тем существует и другая версия событий. По специфичес­кой традиции она также озвучена на условиях анонимности. В конце февраля битву за ТЮЗ выиграл Геннадий Гущин. Именно он, по решению министерства культуры, должен был остаться главным в здании на Ленина, 23. При нём – новый директор с сугубо техническими функциями. Виктор Токарев должен был уйти, сохранив за собой лишь право заниматься спектаклями, которые он поставил. Он готовился паковать чемоданы и подумывал о работе в другом городе. Однако Геннадий Гущин написал заявление об уходе. Этот шаг стал полной неожиданностью для всех действующих лиц. Источник газеты предполагает, что Гущин не рискнул взять на себя ответственность за наполняемость залов.

Сам Геннадий Гущин эту версию отрицает. По его словам, «разговоры ходили разные, но никаких конкретных предложений не было». Виктор Токарев признаёт: разговор с министром об освобождении должности состоялся, что для него было шоком – до 2013 года претензий от учредителя не звучало.

Как бы то ни было, Виктор Токарев остаётся на своём посту, а Геннадий Гущин вернулся в драмтеатр, где готовит новую постановку «Комната невесты». Он утверждает, что ценит полученный жизненный опыт, рад тому, что в новых обстоятельствах «некоторые люди проявились», и ни о чём не жалеет. В июне прошлого года всё было иначе: тогда в посвящённом назначению интервью «Конкуренту» не говорилось о конфликтах. «Я чувствую, что меня что-то ведёт, а за этим решением последует что-то хорошее», – признавался Гущин. Спустя девять месяцев он сдержанно произносит: «Предчувствие меня не обмануло».Возможно, оно обмануло тех, кто ожидал от прихода главного режиссёра если не большего, то, по крайней мере, более продолжительного. Геннадий Гущин ушёл, проведя резкую границу между собой и ТЮЗом и погрузившись в жизнь драмтеатра. Виктор Токарев остался, подчеркнув, что он ни с кем не конфликтовал. 

Сам театр юного зрителя оказался не достоин даже того, чтобы о его проблемах говорили в открытую: слишком много анонимных высказываний, противоречивых версий, умолчаний и аккуратных слов, которые сделали ТЮЗ похожим на площадь после уличных выступлений – вроде бы никто такого не хотел, но получилось некрасиво.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры