издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Земля и воля

Предметом обсуждения на круглом столе в областном парламенте стал «вечный» вопрос

Жителям Иркутской области грех жаловаться на дефицит земли. Места у нас много. Проблема лишь в том, что большая часть семей, которые имеют право на земельный участок, выбирают областной центр и его окрестности. В Бодайбо только четыре многодетных семейства из 209 готовы остаться в родном городе, где им дают участки. Остальные предпочитают переехать в Иркутский, Ангарский или Шелеховский районы. Чаще всего льготники из области изъявляют желание поселиться в Хомутове и Дзержинске. «Свободной земли в Дзержинске нет. Посёлку просто некуда развиваться, хотя очередь на участки превышает две тысячи человек», – недоумевают в администрации Иркутского района и предлагают землю льготникам выдавать только по месту жительства.

«Вечный» вопрос – как добиться такого распределения земли, чтобы все были довольны – обсуждали на круглом столе, который 27 марта состоялся в областном парламенте. Конкретно речь шла о предоставлении участков многодетным семьям и использовании невостребованных сельскохозяйственных земель, во времена реформы распределённых между работниками хозяйств.

«Нынешнее состояние использования земельных ресурсов можно определить как недостаточно эффективное, что является тормозом для развития экономики региона, – сказал председатель комитета по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству Законодательного Собрания Кузьма Алдаров, открывая круглый стол. – Не решены в полном объёме вопросы разграничения собственности на землю, существует необходимость формирования единого информационного ресурса о земельных участках, в том числе возможных к предоставлению под строительство, требуют совершенствования условия и механизмы предоставления земельных участков в собственность, аренду».

По замыслу федеральных властей, в первую очередь участками под строительство должны быть обеспечены многодетные семьи. В 2012 году Иркутская область находилась в списке 22 регионов России, в которых своей землёй располагали меньше 15% многодетных семей. Сейчас картина меняется, но не очень быстро. Заместитель министра имущественных отношений Иркутской области Марина Быргазова рассказала, что в 2010 году было предоставлено 76 участков, в 2011-м – 102, в 2012-м – 238 и в 2013-м – 625. При этом в прошлом году планировалось выделить около 900 участков. Причиной отставания, по информации замминистра, является то, что не готовы документы территориального планирования, не поставлены на кадастровый учёт границы населённых пунктов. Это обстоятельство значимо в тех случаях, когда наделы предоставляются на территориях, не входящих в утверждённые границы, а запланированых под развитие. 

Мало землю предоставить, нужно её обустроить. Новосёлы жалуются на отсутствие детских садов, школ и больниц. Даже электричество и дороги есть не у всех. Например, в городе Иркутске и Иркутском районе участки выделили, но подключиться к сетям люди не могут, так как поблизости не находится места, где можно установить трансформаторную подстанцию и провести линию. Не где-нибудь, а в областном центре жильцы новых улиц вынуждены получать электричество с помощью дизельных генераторов, пока идёт оформление земли под инфраструктуру. 

Марина Быргазова отметила, что в Иркутской области принята программа стимулирования жилищного строительства на 2014–2020 годы, в рамках которой местным бюджетам предоставляются субсидии на софинансирование расходов для обеспечение инфраструктурой участков, предоставляемых многодетным семьям. На предоставление субсидий из областного бюджета в 2014 году выделяется 60 миллионов рублей, на 2015-й запланировано 85 миллионов.

Начальник управления по работе с органами власти Иркутского района Владимир Шободоев рассказал о сложностях, с которыми пришлось столкнуться. Муниципалитет не богат централизованными сетями. Вода здесь в основном добывается из скважин. Кроме того, в районе нет ни одного муниципального транспортного предприятия, которое бы взяло на себя обеспечение общественным транспортом нового посёлка. По его словам, проблемой является и всеобщее желание получить земельный участок в окрестностях областного центра. Представитель администрации Иркутского района предложил в региональном законе установить ограничение, чтобы участки семьям выделяли не там, где они захотят, а только по месту жительства.

Против такого ограничения наверняка не стали бы возражать и в администрации Бодайбинского района. За небольшим исключением все льготники хотят получить участки поблизости с Иркутском. Несмотря на то что в Бодайбо земли предоставляются с готовой инфраструктурой. 

Однако полномочный представитель губернатора Иркутской области в парламенте Роман Буянов пояснил, что закрепить ограничение в региональном законе было бы незаконно. Такие поправки рассматривались и подробно обсуждались, но специалисты пришли к выводу, что юридических возможностей для их принятия нет. Роман Буянов сказал, что аналогичные изменения не были приняты по решению Верховного суда РФ в Нижегородской области.

При обсуждении темы исполнения органами местного самоуправления полномочий в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, Кузьма Алдаров сообщил, что, по отдельным экспертным оценкам, невостребованными оказались 27% долей, или 337 тысяч гектаров. «Два десятилетия эти наделы в лучшем случае зарастают сорняками и лесом, в худшем – становятся объектами внимания недобросовестных граждан и предпринимателей, – сказал председатель комитета. – С брошенных земель воруют плодородный слой, их взрывают для хищнической добычи стройматериалов, строят на них автозаправки и коттеджные посёлки. Злободневно проблема стоит в северных районах области, где стоимость кадастровых работ, необходимых для оформления земли в собственность, чаще всего превышает рыночную стоимость самого надела. Сейчас местные власти занимаются возвратом в оборот сельскохозяйственных долей, однако это требует больших финансовых и организационных ресурсов. Возврат происходит через суд».

Начальник отдела правового обеспечения и земельных отношений министерства сельского хозяйства Иркутской области Семён Казанцев считает, что заинтересованность избавиться от надела должны проявлять и сами владельцы. Продать свою землю фермерам им выгоднее, чем проводить межевание. Многие хозяйства сейчас живут в условиях дефицита земель. Кроме того, затраты на межевание таких наделов аграрии могут компенсировать с помощью областного бюджета. Из казны крестьянско-фермерским хозяйствам предоставляется субсидия. 

По мнению заместителя мэра Осинского района Галины Москвитиной, работа по возврату паёв могла бы быть более продуктивной, если бы местные власти самостоятельно привлекали к ответственности нарушителей. 

Председатель Думы Заларинского района Сергей Земляничкин подчеркнул, что для целенаправленной работы необходимо провести полную инвентаризацию земельных участков.

«Полезный получился разговор, – отметил в завершении круглого стола председатель комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев. – Важно при рассмотрении изменений в областные законы учитывать нормы существующего законодательства, но при этом не ущемлять права и свободы граждан».

Все предложения, прозвучавшие на встрече, в ближайшее время будут рассмотрены и направлены правительству региона и в муниципалитеты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры