издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тюрьма будет ждать

Прокурор попросил осудить находящегося в бегах экс-мэра Сайкова на 13 лет

Вчера в Иркутском областном суде начались прения по уголовному делу в отношении бывших мэра Слюдянского района Василия Сайкова, его первого заместителя Хасана Рамазанова и начальника Байкальской милиции Валерия Карабанова. Они обвиняются в убийстве по найму депутата и предпринимателя Александра Бабученко, совершённом в марте 2005 года. Позицию стороны обвинения высказал прокурор отдела гособвинителей прокуратуры области Владимир Семёнов.

Напомним, за девять лет, прошедших с той ночи, как тело депутата Слюдянской думы с огнестрельными ранениями в голову было обнаружено в его собственном гараже, предпринимается уже третья попытка доказать вину убийц и воздать им по заслугам. Первый приговор, вынесенный обвиняемым в сентябре 2008 года, оказался оправдательным. На основании доказательств, собранных в 30 томах уголовного дела, Сайков, Рамазанов и Карабанов были признаны непричастными к инкриминируемым им преступлениям и после полутора лет, проведённых в СИЗО, освобождены из-под стражи. Однако Верховный суд России, рассмотрев кассационное представление прокуратуры, отменил оправдательный вердикт, признав его не­обоснованным и незаконным. 

В апреле 2009 года громкое дело об убийстве депутата вернулось в областной суд на новое разбирательство, которое продлилось недолго: на первое же заседание Василий Сайков не явился. Пришлось объявить экс-мэра Слюдянки в федеральный розыск, а рассмотрение дела при­остановить. Василий Сайков находится в бегах по сей день. Но в октябре 2012 года было решено всё-таки возобновить судебное разбирательство в отношении всех трёх обвиняемых. Дело беглого экс-мэра выделять в отдельное производства не стали – закон предусматривает такую возможность, когда речь идёт об особо тяжком преступлении, а розыск длительное время не даёт результатов. 

Вот почему в течение полутора лет, пока длится очередное судебное следствие, троицу подельников представляют лишь Хасан Рамазанов и Валерий Карабанов. Первый приходит на заседания суда из дома – в качестве меры пресечения ему избрана подписка о невыезде. Второй снова томится за решёткой: в 2011 году областной суд признал Валерия Карабанова виновным в разбойных нападениях на жителей города Байкальска, которые начальник милиции совершал вместе с подчинёнными по службе. 

На вчерашнем заседании государственный обвинитель Владимир Семёнов представил суду и стороне защиты собственный анализ доказательств, собранных по делу об убийстве Александра Бабученко. Прокурор считает, что виновность всех троих подельников полностью доказана. В основу приговора, по его мнению, должны быть положены доказательства, собранные в ходе предварительного следствия, завершившегося ещё в 2007 году. Валерий Карабанов написал тогда явку с повинной, заявив, что был исполнителем заказного убийства вместе со своим другом Журавлёвым, который позднее в СИЗО покончил жизнь самоубийством. Преступление он совершил, опасаясь, что с ним разберётся чечено-ингушская диаспора, с которой был связан Хасан Рамазанов. Да и 10 тысяч долларов, предложенные мэром района Василием Сайковым в качестве возна­граждения, были очень кстати: зарплата милиционера его не устраивала. Кроме того, офицер милиции надеялся при покровительстве первого лица в районе сделать карьеру, получить квартиру и прочие блага. Валерий Карабанов очень подробно, в деталях описал, как шла подготовка к преступлению и как оно совершалось. Прокурор считает наиболее правдивыми показания, которые Карабанов дал в ходе допроса в качестве подозреваемого. Милиционер признался тогда, что сам произвёл роковые выстрелы. Сайков и Рамазанов тоже на первых порах давали признательные показания под видеокамеру и в присутствии своих адвокатов. Позднее все трое изменили позицию, пытаясь убедить суд, что оговорили себя под давлением следователей и оперативников. Заявления о пытках проверялись судом, но подтверждения не нашли. По мнению прокурора, все собранные в ходе предварительного следствия доказательства являются допустимыми, поскольку получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. 

Не нашёл гособвинитель оснований и для того, чтобы оспорить квалификацию действий подсудимых. Органы предварительного следствия правильно, на взгляд прокурора, обвинили Василия Сайкова и Хасана Рамазанова в организации убийства по найму, а Валерия Карабанова признали непосредственным исполнителем этого преступления (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). 

Кроме того, в суде нашло подтверждение, как считает прокурор, обвинение бывшего начальника милиции ещё в двух преступлениях. Карабанов вместе с тем же Журавлёвым незаконно лишил свободы своего знакомого Геннадия Пронина: тот не согласился торговать героином, который собирались поставлять ему приятели-милиционеры. Строптивца со связанными скотчем руками держали в подвале дома в Мангутае. Правда, уголовное преследование по этому эпизоду, по мнению Владимира Семёнова, следует прекратить за истечением срока давности. А вот приготовление к убийству Пронина (ч. 1 ст. 30 п «ж» ч. 2 

ст. 105 УК РФ) прокурор считает доказанным: парня переодели в рыбацкую робу и пообещали утопить, его одежду сожгли, а телефон и перстень выбросили в Байкал. Кстати, именно этого молодого человека, близкого к криминальным кругам, следует благодарить за то, что убийство депутата, числившееся в «глухарях», удалось-таки раскрыть. Сбежавший от своих мучителей парень рассказал в УБОПе, как Карабанов и Журавлёв хвалились, что лишили жизни Бабученко. 

Подводя итог, прокурор просил признать подсудимых виновными в инкриминируемых им преступлениях и назначить им наказание в колонии строгого режима: Василию Сайкову на срок 13 лет, Хасану Рамазанову на год меньше, Валерию Карабанову по совокупности двух криминальных эпизодов 17 лет. 

На заседании суда также выступила вдова убитого депутата Галина Бабученко, признанная потерпевшей по делу. Рассказывая о том, каким был её муж, как много он сделал для города, женщина не могла сдержать слёз. «Я не желаю подсудимым смерти, – сказала потерпевшая, – но хочу, чтобы преступники понесли наконец заслуженное наказание. Считаю, что вина их доказана».

Адвокаты подсудимых просили суд отложить прения, чтобы подготовиться к своим выступлениям с учётом позиции прокурора. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры