издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ангарской Думы больше нет

На прошлой неделе Верховный суд РФ подтвердил неправомочность Думы Ангарского района. Поскольку с роспуском Думы в силу вступают поправки о возвращении прямых выборов мэра, район ждут и выборы муниципального главы. Дату выборов должна назначить территориальная избирательная комиссия не позднее шести месяцев со дня принятия решения о роспуске Думы. Проблему усложняет федеральная муниципальная реформа. Несколько дней назад Госдума приняла законопроект о реформе в первом чтении. Если реформа вступит в силу раньше даты назначения выборов, то их придётся отменить. Эксперты уже сейчас опасаются, что в этом случае неравномерное распределение населения в посёлках района и Ангарске может поставить вопрос о норме представительства в районном парламенте.

16 апреля Верховный суд РФ рассмотрел апелляционную жалобу на решение Иркутского областного суда о признании неправомочным состава депутатов Думы Ангарского района. И оставил решение иркутского суда в силе. Как сообщает пресс-служба района, до выборов временно исполнять полномочия мэра района будет председатель Конт-рольно-счётной палаты АМО Татьяна Иванова. «Глава администрации муниципалитета Антон Медко, назначенный на должность руководителя по конкурсу, продолжит работать до избрания нового мэра», – заявили в мэрии. Напомним, суд по Думе Ангарского района состоялся 22 января. В этот день был рассмотрен иск лидера регионального отделения партии «Рождённые в СССР» и общественного движения «За родной Ангарск» Валерия Курочкина. Курочкин требовал распустить Думу, поскольку 20 декабря депутаты Александр Куранов, Александр Горобец и Игорь Агафонов сложили полномочия. С учётом того, что в 2012-м депутатские полномочия сложил спикер Владимир Жуков, заняв пост мэра Ангарска, а в областной парламент были избраны ещё два депутата – Сергей Бренюк и Олег Тюменев, в Думе осталось девять человек. Кворума больше не было. 

Однако 31 декабря Дума всё же собралась в прежнем составе с участием Куранова, Горобца и Агафонова, приняв бюджет. После чего парламент зафиксировал сложение полномочий тремя депутатами. Однако 20 февраля администрация АМО подала в Верховный суд апелляцию, требуя отменить решение Иркутского областного суда о ликвидации Думы. Состоявшееся 16 апреля заседание Верховного суда подтвердило решение нижестоящей инстанции.  

«В соответствии с действующим законодательством и с учётом того, что в Ангарском районе теперь нет правомочного представительного органа, муниципальные выборы в этом муниципальном образовании – как выборы депутатов Думы, так и выборы мэра – должны быть назначены избирательной комиссией района, функции которой осуществляет Ангарская территориальная избирательная комиссия, – сообщил юрист, директор Института регионального законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексей Петров. –  Однако сама возможность проведения муниципальных выборов в Ангарском районе будет зависеть от хода и содержания намечающейся в стране муниципальной реформы. 15 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с этим законопроектом представительный орган муниципального района должен формироваться из глав и депутатов поселений, входящих в состав этого района, а глава района избирается представительным органом района из своего состава. Если этот законопроект будет принят и вступит в силу, то муниципальные выборы в органы местного самоуправления на уровне муниципальных районов проводиться не будут». 

Напомним, на прошлой неделе Госдума приняла законопроект о муниципальной реформе в первом чтении. «Конечно же, законопроект прошёл при довольно малом перевесе голосов, и неизвестно, наберёт ли он достаточно голосов во втором чтении, – заметил юрист, бывший депутат Думы АМО Вячеслав Иванец. – Так что пока с уверенностью говорить о том, что эта реформа окажет влияние на выборы в муниципалитетах региона, рано». Иванец уточнил, что в приложении к Ангарскому району, где существует неравномерное распределение населения в поселениях и городе Ангарске, реформа только принесёт дополнительные вопросы о норме представительства. По мнению Вячеслава Иванца, в случае, если муниципальная реформа вступит в силу после назначения даты выборов, парламент и мэр будут избраны и имеют право работать отведённый им срок. Действие же реформы в этом случае в районе начнётся лишь со следующего созыва парламента. Естественно, если Дума не примет решение добровольно досрочно сложить полномочия. Надо отметить, не все эксперты считают, что на Ангарский район может быть распространена реформа. Общаясь с прессой, новый первый заместитель председателя правительства Виктор Игнатенко заметил: «Сегодня на такую схему (схему муниципального реформирования. – Авт.) претендуют Иркутск и Братск, хотя не исключается наделение какого-то другого населённого пункта статусом городского округа внутригородскими районами. Решение о том, какой городской округ наделить этим статусом, законодатель ещё будет принимать». По логике, это действительно может быть Ангарский район, который и ранее неоднократно претендовал на статус городского округа. 

Как сообщила вчера газета «Ведомости», «близкий к Кремлю фонд ИСЭПИ Дмитрия Бадовского подготовил аналитическую справку (есть у «Ведомостей») с предложениями о том, какие поправки следует внести в законопроект о реформе местного самоуправления ко второму чтению». В частности, ИСЭПИ считает, что нужно рассмотреть вопрос о норме представительства на уровне районных собраний. В качестве примера даётся комментарий политолога Александра Кынева. «Он (Кынев. – Авт.) приводит в пример собрание Ангарского района, где четверть депутатов будет представлять 233 000 жителей Ангарска, а три четверти — всего 12 000 жителей трёх поселений, входящих в район, и править городом будет дотационная периферия». Тот же самый пример в беседе с «Конкурентом» упомянул и юрист Вяче-слав Иванец, близко знакомый с ситуацией в районе. «Поскольку фонд ИСЭПИ решился привести пример Ангарского района как «крайнего случая» при возможной реализации этой реформы в ускоренном режиме, без тщательной проработки, то я полагаю, что вопрос с АМО стоит серьёзно, – заметил заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин. – У меня лично масса замечаний к проекту реформы. Во-первых, прямые выборы мэров всё же трогать нельзя. Во-вторых, существующая система сити-менеджмента в Иркутской области себя не оправдала. И мультиплицировать бездумно этот опыт нельзя. В-третьих, нет чётких критериев деления на районы в составе поселений, а в районах встаёт уже озвученный вопрос правомерности нормы представительства в районном собрании. Не прописаны переходные положения, что создаёт вопросы, аналогичные возникающим сейчас с выборами в Ангарском районе. Будут они проводиться или нет? Если эту реформу проводить вот так, на скорую руку, стремясь успеть к какой-то странной дате – 14 сентября, мы сознательно двигаемся к нарушению муниципальной демократии. Я считаю, нужно взять бюджет времени до января 2015 года, тогда и вопросы с выборами в Ангарском районе, Братске и других муниципалитетах решатся сами собой».   

В ТИК Ангарского района «Конкуренту» отказались давать какую-либо информацию о том, назначена ли уже дата выборов, сославшись на то, что комментировать вопрос может только председатель, который находится в отпуске. Как сообщили «Конкуренту» в облизбиркоме, ТИК Ангарского района должна будет объявить о назначении выборов в срок не позднее 25 июня (это касается всех предстоящих выборов в органы МСУ). Выборы по существующей схеме должны будут пройти 14 сентября, в единый день голосования. Всё это, естественно, легитимно, если не вступят в силу поправки в 131-ФЗ. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock detector