издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Дополнительно больших денег никто не даст»

Электросетевым компаниям предстоит работать в непростых экономических условиях

Миссией электросетевого комплекса России является долгосрочное обеспечение надёжного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей. При этом линии и подстанции должны работать максимально эффективно, а тариф на передачу электроэнергии должен обеспечивать приемлемый уровень затрат на обслуживание инфраструктуры и инвестиционную привлекательность отрасли. Так написано в Стратегии развития электросетевого комплекса, утверждённой в 2013 году. Добиваться поставленных в ней целей энергетикам придётся в очень непростых условиях: реформа отрасли не решила копившиеся годами проблемы, возможностей изыскать немалые деньги на ремонт и замену изношенных сетей крайне мало, вдобавок национальная экономика находится не в лучшем состоянии. На вопрос о том, как в такой ситуации не просто выжить, но и развиваться, пытались ответить участники круглого стола, организованного комитетом по экономической политике Совета Федерации России, который прошёл в конце марта в Москве.

Электросетевой комплекс России, как и электроэнергетика страны в целом, находится в непростых условиях. За 20 лет рыночных преобразований в него не удалось привлечь требуемые инвестиции, исчисляемые триллионами рублей. Это привело к технологическому устареванию линий и подстанций. Например, половина распределительных сетей, работающих на низком напряжении, выработала свой нормативный срок, а их общий износ составляет более 70%. Разработчики Стратегии развития электросетевого комплекса России, которую в прошлом году утвердило правительство РФ, констатируют: по этому показателю наше государство существенно отстаёт от других крупных стран. 

Проблемы носят системный характер, и во многом их возникновение объясняется тем, что пре­образования (а часто и финансирование) в сетевом комплексе, в отличие от других отраслей, происходили по «остаточному принципу». «Законодательная база реформы электроэнергетики касалась генерации и сбыта электроэнергии, где возможна конкуренция, тогда как в отношении сетей считалось, что здесь всё более-менее нормально и регулируется государством, – отмечает генеральный директор СРО НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков. – В итоге сети не смогли выполнить задачу, поставленную в ходе реформы, – обеспечение развитой технологической основы оптового и розничного рынка электроэнергии». Ситуация осложнилась ещё и тем, что за основу преобразований электросетевого комплекса взяли опыт Великобритании, добавив к нему часть новаций, опробованных ещё в США. Исходя из зарубежного опыта была принята система RAB-регулирования или, в российской расшифровке, справедливой доходности на инвестированный капитал. Она предполагает, что тарифы устанавливаются на несколько лет, чтобы компании могли постепенно окупать свои затраты, возвращать проценты на привлечённый капитал. В Великобритании эта идея работает, а стоимость услуг по передаче электричества реально снизилась, однако опыт использования нового метода (в пилотных проектах) в России привёл к скачку цен. 

Вдобавок кроме существовавших нескольких достаточно крупных компаний появилось множест­во мелких территориальных сетевых организаций (ТСО), которые крайне сложно контролировать. Дошло до того, что на территории одного региона страны действуют несколько небольших компаний с перекрещивающимися зонами обслуживания и различной технической политикой, участвующих в образовании общего для всех тарифа. 

В общей сложности в России насчитывается более 3 тыс. ТСО, что даже с учётом огромной территории страны значительно превышает их число в тех же Германии, Швеции, Польше или Великобритании. Во многих регионах эти ТСО, в которых помимо собственно технических специалистов работает многочисленный административно-управленческий персонал, действуют рядом с мощными электросетевыми компаниями, но при этом зачастую не обладают достаточными силами для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций, развития и текущего функционирования. Фактическое отсутствие какой-либо внятной технической политики ТСО, неисполнение требуемых регламентов, их затраты, включаемые в расчёты тарифов, также оказывают дестабилизирующее воздействие на тарифную систему. К такому выводу приходят разработчики Стратегии развития электросетевого комплекса. Активное появление новых ТСО в стране сопровождается непропорционально быстрым наращиванием их совокупной выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии. Доходы территориальных сетевых организаций с 2009 по 2011 год увеличились на 68%, при этом потребители не получили взамен адекватную отдачу. На ситуации в электросетевом комплексе многих регионов страны сказались недостатки планирования и тот факт, что предполагаемые потребители электроэнергии отказались от заявленного создания энергоёмких производств. Где-то по инвестиционным программам были построены линии высокого напряжения (от 35 кВ и выше), которые по факту не загружены. С другой стороны, имеется множество примеров, когда жизненно важное развитие распределительных электрических сетей напряжением 0,4–35 кВ идёт крайне медленными темпами, а многие ТСО при этом сис­тематически не выполняют свои инвестиционные программы.

Призыв экономить и повышать эффективность

В то же время государство взяло курс на ужесточение требований к сетевым компаниям. Так, в 2014 году был заморожен тариф на передачу электроэнергии. Очень вероятно, что и в 2015 году (и далее) не следует ожидать значительного его повышения. «Денег дополнительных никто не даст», – констатирует наш собеседник. При этом необходимость модернизировать электрические сети для повышения надёжности энергоснабжения потребителей никто не отменял. Более того, власти в этом смысле повышают планку для энергетиков. Так, проект государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», который подготовило Министерство энергетики, предполагает снижение потерь в сетях с 11,6% в 2013 году до 8,8% в 2020 году (при этом количество аварий за тот же срок должно сократиться с 19,8 тысячи до 15,9 тысячи). И если, скажем, ОАО «Иркутская электросетевая компания» (ИЭСК) сможет уложиться в этот показатель – потери в принадлежащих ей линиях всех классов напряжения составляют в среднем около 6%, что является неплохим показателем по стране, то ОГУЭП «Облкоммунэнерго» с потерями в своих распределительных сетях почти в 16,8% придётся очень постараться, чтобы уложиться в требуемый норматив. Ещё одно жёсткое требование из разряда новых – существенное сокращение сроков присоединения потребителей к сетям, за нарушение которых ужесточат наказания.

На вопрос о том, как выжить в столь непростых условиях, пытались ответить участники тематического расширенного круглого стола, который в конце марта этого года проводил Комитет по экономической политике Совета Федерации. «Призыв экономить средства звучал абсолютно во всех выступлениях», – рассказывает Владимир Головщиков, который был приглашён на это совещание и представлял на нём экс­пертное сообщество Иркутской области. Правовая основа повышения эффективности электросетевого комплекса определена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 511-р. Одним из шагов к сокращению издержек, по замыслу властей, должна стать консолидация сетевых активов в созданном в прошлом году ОАО «Россети», которая будет сопровождаться существенным сокращением числа ТСО. В ближайшие три года планируется исключить из расчёта единого тарифа «моносети» – организации, обслуживающие преимущест­венно одного промышленного потребителя и созданные на его базе, а также ввести чёткие критерии того, какие компании считать территориальными сетевыми организациями, а какие из них – эффективно работающими. Предполагается, что за счёт этого с рынка уйдёт более половины ТСО. С 2017 года, когда будут усилены требования к качеству электроэнергии и надёжнос­ти энергоснабжения потребителей при тарифном регулировании, нач­нётся постепенная консолидация оставшихся территориальных сетевых организаций. Те, кто готовил Стратегию развития электросетевого комплекса России, ожидают, что их количество к 2030 году сократится до 800 вместо нынешних трёх тысяч. 

«Естественно, приоритет будет отдан «Россетям», – поясняет глава Восточно-Сибирского объединения энергоаудиторов. – При этом на круглом столе участниками было отмечено, что «подходить с одной меркой ко всей стране нельзя». Нужно проводить экономическое сравнение и смотреть, кто и как работает. Если хорошо, то нет смысла что-то менять, если есть очевидные недостатки, которые можно исправить, – надо исправлять». Иными словами, в регионах вроде Иркутской или Новосибирской областей, где есть мощные сетевые компании, нет смысла передавать активы мелких или неэффективно работающих ТСО общероссийскому холдингу. Если исходить из соображений экономической эффективности и целесообразности, в Приангарье их, вероятно, можно было бы консолидировать на базе ИЭСК, которой принадлежит более 10 тыс. км распределительных сетей низких классов напряжения. 

Помимо сокращения издержек за счёт укрупнения электросетевых компаний рассматриваются и другие варианты снижения расходов, в частности предлагается замену оборудования проводить только по результатам диагностики, а не на том основании, что оно отработало определённый по регламенту срок. Пока это скорее предложение, а не утверждённая официально инициатива, но велика вероятность, что его вскоре пропишут в нормативных документах. Сегодня в некоторых регионах страны эта идея уже реализуется. Кстати, ещё одно предложение, прозвучавшее на круглом столе, касалось нормативно-правовой базы. Оно заключается в создании единого документа, регламентирующего работу электросетевого комплекса, который условно можно назвать Сетевым кодексом. «Пусть он повторит какие-то разделы из других актов, но существенно упростит жизнь эксплуатационнику, экономисту или юристу, – замечает Владимир Головщиков. – Это как существовавшие раньше Правила пользования электрической и тепловой энергией, где было прописано почти всё: как оформить договор, где установить прибор, какие полагаются штрафы и за что и так далее». 

Все предложения, прозвучавшие на круглом столе, направлены в правительство РФ. Энергетики и представители федеральных ведомств, присутствовавшие на нём, ходатайствовали о том, чтобы поручить профильным министерствам (представители которых также были участниками круглого стола) проработать их в кратчайшие сроки и учесть в тех документах, которые регламентируют электросетевой бизнес. Когда это произойдёт, предсказать сложно, но точно известно, что активная работа продолжится: на ближайшее время запланирован ещё ряд совещаний, посвящённых развитию электросетевого комплекса. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры