издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не все детали нам известны»

Избирательные кампании будут регулироваться новым законом

В Иркутской области скоро должен появиться проработанный, высококачественный законопроект об исполнении будущих изменений в федеральном законе № 131. По прогнозам экспертов, сам закон может вступить в силу уже в конце мая. Тогда 47 избирательных кампаний, запланированных в регионе на единый день голосования – 14 сентября, пройдут уже по новым правилам.

Муниципальная реформа идёт по стране быстрыми темпами. Государственная Дума уже приняла в первом чтении поправки к 131-му закону. В течение 30 дней, то есть до 15 мая, Москва ждёт поправки к законопроекту от субъектов РФ, рассмотрев которые, депутаты должны принять закон во втором и третьем чтениях. После утверждения президентом и официального опубликования закон может вступить в силу уже 25 мая. Перед регионом тогда встанут новые задачи. 

В соответствии с избирательным законодательством последний срок назначения выборов выпадает на середину июня. Следовательно, иркутские законодатели получают довольно короткий временной интервал для принятия соответствующих поправок и изменений в региональных законах. Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко предположил, что всю работу нужно будет провести с 25 мая по 15 июня. 

Пока у иркутских законодателей нет ответов на целый ряд вопросов, однако после второго чтения они должны будут появиться. 

– Есть очень хорошее выражение – «дьявол прячется в деталях», – заметил Виктор Игнатенко. – Но мы не везде видим дьявола, потому что не все детали нам известны. Надеемся, что скоро ситуация прояснится. По большому счёту, законодательные изменения такого рода должны сопровождаться специальными нормами о переходном периоде. Тем не менее задача поставлена, мы провели инвентаризацию всех правовых проблем, которые возникают, если исходить из законопроекта, принятого в первом чтении. 

Первый рабочий вариант проекта закона Иркутской области об исполнении будущих изменений в 131-м законе РФ будет готов к 23 апреля. К 20 мая в области должен появиться проработанный, высококачественный законопроект. Виктор Игнатенко обещал проводить работу над ним «не в закрытых кабинетах «, а в диалоге с Ассоциацией муниципальных образований, руководителями представительных органов местного самоуправления, Законодательного Собрания. 

На сегодняшний день особенно проблемными представляются вопросы переходного периода. Нужно чётко обозначить и синхронизировать нормы 131-го закона и закона о государственных гарантиях избирательных прав. Общая норма, которая содержится в проекте 131-го закона, гласит, что при наделении статусом городских округов с внутригородскими районами выборы должны пройти в течение шести месяцев. По сути, полгода даётся на проведение выборов в районах. Но если законодательное регулирование в рамках цейтнота можно осуществить, то выборный процесс требует методичности и аккуратности. Если полномочия представительных органов истекают в сентябре, возможно, было бы целесообразно продлить их на определённый срок в одноразовом порядке. По словам Виктора Игнатенко, такие поправки в настоящее время обсуждаются и готовятся. 

Не менее серьёзным представляется вопрос о финансово-экономической основе жизнедеятельности новых и старых муниципальных образований с учётом вводимых изменений. В частности, если появляются новые виды муниципальных образований, такие как городской район, встаёт вопрос о балансировке источников дохода и общегородского и районного бюджетов. «Самое главное, когда мы говорим о полномочиях органов местного самоуправления, что оценивать их оптимальность можно, только проводя одновременный анализ соответствующих норм бюджетного и налогового законодательства, – считает Виктор Игнатенко. – Все эти вопросы нужно до сентября разрешить на законодательном уровне». Прогнозируется, что соответствующие законопроекты будут внесены в ближайшее время. Они будут иметь очень серьёзное значение для хода муниципальной реформы. 

Также прорабатываются вопросы, которые, скорее всего, будут относиться к ведению субъекта. В частности, когда впервые будут образовываться городские округи с внутригородскими районами, статусные моменты должны быть отрегулированы федеральным законом. Серьёзная работа предстоит по определению границ этих муниципальных образований, численности представительных органов первого созыва. В адрес Государственной Думы высказано предложение о том, чтобы примерные численные критерии депутатского корпуса были определены в федеральном законе об общих принципах местного самоуправления. 

– Сейчас за основу всей системы берётся модель, когда глава администрации назначается по контрак­ту, – комментирует Виктор Игнатенко. – С учётом имеющейся практики и в Иркутской области, и в других субъектах нужно очень чётко отработать гарантии стабильности правового статуса такого главы местной администрации. Важно, чтобы его служебная деятельность не зависела от умонастроений в Думе, ведь мы прекрасно осознаём возможность возникновения муниципальных конфликтов, замешанных на экономических, корпоративных, клановых противоречиях. Просто решением представительного органа такой глава очень легко удаляется в отставку, контракт с ним расторгается. Должны быть прописаны очень серьёзные основания для такого варианта развития событий. Политический фактор должен быть выведен из правовых механизмов. 

Пока не ясно, каким образом при решении тех или иных вопросов будет учитываться и выражаться мнение населения. Например, если появляется новый вид муниципальных образований – внутригородской район, границы будут меняться. Но есть предложение, что в этом вопросе следует учитывать мнение населения. Тогда нужно чётко отразить, в какой форме оно должно выражаться. Пока законодатель идёт по легкому пути, который предполагает, что основная форма выражения общественного мнения – это решение представительного органа. Конечно, это упрощает решение различных вопросов по муниципальным преобразованиям. Но за отсутствием чётких критериев можно получить очень серьёзный дисбаланс по представительству от отдельных муниципальных образований. Нужно установить дополнительные численные критерии по формированию таких дум. 

На территории Иркутской области объявлены и проходят пять избирательных кампаний. В воскресенье, 20 апреля, состоялись выборы Думы в Половино-Черемховском муниципальном образовании Тайшетского района, 27 апреля пройдут выборы главы Булайского муниципального образования Черемховского района, на 25 мая запланированы выборы главы одного из муниципальных образований Братского района, наконец, на 29 июня – выборы мэра и Думы города Тулуна. Других выборов до единого дня голосования не будет. 

Подготовка к проведению выборов ведётся в соответствии с действующим законодательством. При этом избирательные комиссии находятся в ожидании реформы местного самоуправления. 

Непосредственно в единый день голосования в Иркутской области должно пройти 47 избирательных кампаний. Вероятно, они будут регулироваться уже новым законом. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры