издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Такой неугомонный «Чудак»

Трудно поверить, но «Чудаку», народному театру Ангарска, исполняется 60 лет. Этот творческий коллектив всего на три года младше своего города, рождённого Победой. В его истории всё логично, как логична в своём движении сама жизнь.

В одном из первых культурных центров Ангарска, «Победе», в 1954 году режиссёр Борис Чураков организовал театр, получивший имя «Чудак». Почему бы и нет? Его актёрами стали строители, химики, учителя и врачи, которые свой досуг начали проводить в разговорах об искусстве, репетициях спектаклей и прочей «ерунде», как многим тогда казалось. Одним словом, чудаки. Но когда эти чудаки вышли на сцену к зрителям, они заворожили их души, покорили сердца, заставили сопереживать радостям и страданиям своих героев. 

Через год театр переехал в только что открывшийся Дворец культуры нефтехимиков и прочно в нём обосновался. В 1959 году «Чудаку» за постановку пьесы Горького «Последние», одному из ста театральных коллективов страны и первому в области, было присвоено почётное звание народного. Так город приобрёл свой театр, а его жители, сменяя одно поколение за другим, становились актёрами.

После Чуракова пришёл руководить коллективом режиссёр Владимир Лебердовский, а в 1966 году его заместил Леонид Беспрозванный и вплоть до 2009 года был его бессменным лидером. Имя этого режиссёра со временем стало легендой, его хорошо знали не только в Иркутской области и Бурятии, где он в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства занимал должность доцента театральной кафедры. Беспрозванного помнили в Московском высшем театральном училище имени Щукина, которое он окончил. Леонид Владимирович постоянно сотрудничал с отделом народных театров Союза театральных деятелей РФ и Всероссийским домом народного творчества, переписывался с драматургами и режиссёрами, всеми, кто проявлял внимание к театру, был неравнодушен к его судьбе. 

Запомнились спектакли, которых за творческую деятельность Беспрозванный поставил около двухсот. Режиссёр умел современно мыслить, держать руку «на пульсе времени». Отсюда и любовь к пьесам тех лет, которые проживал театр, – Виктора Розова, Самуила Алёшина, Александра Хмелика, Григория Горина. В 1980-е годы имена драматургов начали меняться, в репертуаре появились пьесы Людмилы Петрушевской, Семёна Злотникова, Аллы Соколовой, Нины Садур – авторов, относящихся к «поствампиловской» драматургии. Например, ставить Садур для Беспрозванного значило чтить память Александра Вампилова, к пьесам которого в театре было особое отношение. 

Леонид Владимирович был постановщиком одноактной пьесы «История с метранпажем», одним из первых режиссёров, сумевших прочитать её в глубинном осмыслении, в соединении комического и трагического жанров, в атмосфере, соединяющей бытовое и внебытовае звучание сюжетных линий. 

«В вампиловской «Истории с метранпажем» у нас с некоторых пор новый персонаж – Чёрт, – делился своими мыслями Беспрозванный. – Откуда он взялся, трудно сказать. Такое ощущение, что сам, без спроса, зашёл в наш спектакль да и остался там. В прологе Чёрт раздаёт обитателям гостиницы ключи от номеров – каждому на свой манер. Раздал ключи – вот и спутался клубок.

Чёрт проводит Калошина в номер к Виктории, где слушает футбольный репортаж по радио метранпаж Потапов, и начинается катавасия.

А во время мучительных воспоминаний Калошина о том, на что была потрачена его жизнь, Чёрт, как бы сочувствуя, кладёт голову ему на плечо.

Теперь им уже кажется, что Чёрт был в «Истории с метранпажем» всегда, что без него не разыгралась бы вся эта фантасмагория». 

Чуткий режиссёр, Беспрозванный хорошо знал, какую и в какое время пьесу современного драматурга необходимо ставить. Но Леонид Владимирович понимал, что без классического репертуара не сможет обойтись ни театр, ни его зритель. Он ставил «Ромео и Джульетту» Уильяма Шекспира, «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки, «Несбыточный ужин. Назначено на слом» Теннесси Уильямса, «Что случилось в зоопарке» Эдварда Ольби, пьесы других классиков зарубежной драматургии, затрагивающих в своём творчестве общечеловеческие проблемы, раскрывающих суть и смысл пребывания человека на земле. 

Беспрозванному одного театра было мало, сопутствующими были «Клуб интересных встреч «Чудаки», «Театральное кафе» и многочисленные фестивали, главный из которых – «Театральная осень на Байкале» в посёлке Утулик, расположенном близ города Байкальска. А ещё – открытые репетиции, театральные посиделки и прочие затеи, связанные с интересами людей, увлечённых театром.

Несколько лет Беспрозванный болел и, не находя больше сил для родного коллектива, попросил актёра театра и своего ученика Александра Говорина встать в «Чудаке» на его место. К тому времени Александр Анатольевич окончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств, стал режиссёром и организатором школьного театра «Росток» в Ангарске, прославившегося далеко за пределами Иркутской области своими не по-детски серьёзными и вдумчивыми спектаклями.

Ученик учителю отказать не мог. С 2009 года Говорин ведёт два коллектива, готовит в «Ростке» актёров (или интеллектуально подготовленных зрителей) для «Чудака», прививает детям любовь к театральному искусству. «Чудак» в своей исполнительской основе помолодел, но не забывает и старожилов: Татьяну Шлепневу, Наталью Андриенко, Ирину Марфину, Наталью Васильеву, Владимира Путято, Сергея Метёлкина, Алексея Бальчугова, Сергея Дмитриева – ведущих актёров, связавших свою судьбу с театром на всю жизнь.

Репертуарная политика осталась прежней – современная пьеса в различном звучании её сюжетных линий. А вот любимым классиком, к которому необходимо возвращаться во все времена, Говорин выбрал Александра Вампилова и за пять лет работы с «Чудаком» поставил «Прощание в июне», «Двадцать минут с ангелом» и несколько инсценированных рассказов с общим названием «Стечение обстоятельств». Примечательно и то, что премьера спектакля «Двадцать минут с ангелом» состоялась в день 75-летия драматурга в фойе гостиницы «Саяны», где Вампилов работал над пьесой.

Театр вместе со своим руководителем чтит все традиции, заложенные в нём когда-то Беспрозванным. Работает клуб интересных встреч, и одной из последних стала презентация фильма «Виля», посвящённого народному артисту РФ Виталию Венгеру. Виталий Константинович представлял в этом клубе и свою последнюю книгу «Байки». Здесь проводятся бенефисные вечера, выступления ангарских бардов, обсуждения новых изданий авторов-ангарчан. Сюда приглашаются профессиональные актёры, занимавшиеся в «Чудаке» в свои школьные годы. Под несмолкающие аплодисменты проходила встреча с заслуженным артистом РФ, актёром Московского академического Малого театра Василием Дахненко, бывшим участником коллектива. Практикуется и показ чудаковской театральной смеси «Комната № 11: сегодня, завтра и вчера».

Одним из главных достижений в работе Александра Говорина с «Чудаком» стало возобновление фестиваля «Театральная осень на Байкале» в Утулике. Осенью 2012 и 2013 годов после перерыва, связанного с болезнью Беспрозванного, он был проведён в том же энергетически мощном потоке, что и при Леониде Владимировиче. Обязательным на фестивале остался и день спектаклей, поставленных по драматургии Вампилова. «Чудак» – организатор муниципального фестиваля «Ангарская оттепель», участник областного фестиваля молодёжных любительских театров «Алые паруса». 

В 2013 году коллектив принял участие в Омском фестивале экспериментальных театров. 

В 60-летний юбилей чудаковцы организовали марафон мероприятий-праздников для ангарчан, чтобы заявить: театр жив и собирается ещё долго жить. Чтобы приподнятое настроение, с каким они отмечают свой юбилей, переходило к друзьям театра и всем зрителям, давно полюбившим своих неуёмных и неугомонных чудаков. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock detector