издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особый счёт

Чтение, письмо и арифметика снова доступны детям с умственной отсталостью

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

В детском доме-интернате № 2 для детей с умственной отсталостью завершается учебный год. Во втором классе здесь учат считать до трёх, а в седьмом самые сильные читают по слогам, но главные знания, которые воспитанникам прививают в интернате, относятся к правилам жизни вне стен учреждения. В комнатах социально-бытового ориентирования детей обучают элементарным навыкам самообслуживания и развивают творческие способности. Педагоги вспомогательной школы работают в детском доме второй год, и за короткий срок им удалось научить детей не только буквам и цифрам, но и общению.

Учебные кабинеты в детском доме-интернате № 2 по внешнему виду не отличаются от классов в обыкновенной начальной школе. Дети здесь тоже встают из-за парт, приветствуя вошедшего старшего, и носят форму. Однако отличий больше. В первом классе здесь может учиться ребёнок любого возраста. Десять ему лет или пятнадцать, значения не имеет, главное – пройти специальную комиссию, которая допустит до занятий. В нынешнем году за парты сели 42 воспитанника детского дома, для них сформировали пять классов. Из 1080 детей, живущих в четырёх таких же учреждениях области, к школе оказались готовы 342 ребёнка. 

В будущем году в детском доме-интернате № 2 рассчитывают открыть ещё один класс, который будет работать по специальной программе для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью. За два года педагоги уже заметили улучшения у малышей. «Успехи видны. Достаточно посмотреть, насколько дети стали лучше общаться между собой. Мы должны дать им развитие по всем предметам. По специальной программе мы обучаемся русскому языку, математике, основам хозяйственно-бытового труда, работаем над развитием речи», – говорит педагог Татьяна Радостева. 

С её урока визит в детский дом начал министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов. 

Татьяна Радостева работает в коррекционной школе № 7. Занятия в доме-интернате она проводит по соглашению между областными минсоцразвития и минобразования. «От эксперимента мы перешли к системе, – комментирует Владимир Родионов. – Уверен, что всех детей, которым не противопоказано обучение, мы скоро посадим за парты». Воспитанникам, которые уже оказались на уроках, учиться нравится. «Дети с большим удовольствием идут на занятия. Особенно Лёня, – рассказывает учительница второго класса Ирина Толстикова. – Подниматься на этаж на коляске ему помогает другой мальчик, и если тот где-то занят, то мы бегаем и ищем его, потому что у Лёни сразу портится настроение из-за того, что он может опоздать на учёбу».

В «Уголке эмоций» 

В кабинете второго класса есть «Уголок эмоций». В начале дня дети находят свои фотографии и помещают их в стаканчики со смайликами, обозначающими грусть, радость и нейтральное настроение. После уроков, которые длятся почти как в обычной школе – по 35 минут – и заканчиваются в половине первого, процедуру повторяют, чтобы выяснить, у кого настроение улучшилось, а у кого, наоборот, испортилось. «Есть дети посильнее, есть послабее. Многие успешно осваивают программу», – рассказывает Ирина Толстикова. Её ученики с удовольствием считают наклеенные на доске бумажные пирамидки и радуются вниманию взрослых. 

В первом классе они знали только буквы, а сейчас уже умеют складывать их в слоги. 

Больше всего учебных часов отдают «трудам», на них дети учатся вышивать, делать поделки из дерева, бумаги и других материалов. 

В кабинете над столом директора Тараса Павлыка висит герб России, выполненный в необычной технике – из миллиметровых пластилиновых шариков. Панно сделал один из воспитанников. Оно настолько всем понравилось, что мальчик получил заказ на выполнение портрета президента. Учителя хвалят детей, говорят, многие из них проявляют склонности к рисованию, художественной лепке, шитью и даже гончарному делу – в интернате есть мастерская с муфельной печью, где с помощью педагогов они создают собственные шедевры. 

«На сегодняшний день мы отмечаем, что большинство детей пройдут обучение этого года, – говорит Владимир Родионов. – Есть несколько человек, которые с программой не справились, но 99% её освоили. Это нас радует, потому что после наступления восемнадцатилетия ребятишки выйдут из этих детских домов, кто-то и дальше будет находиться в учреждениях социальной защиты населения, но в любом случае там их ждут совершенно другой мир, другие отношения. Ребёнок должен знать элементарный счёт, знать, что рубль состоит из ста копеек, уметь написать свою фамилию, имя, общаться. Безобразий много, и человек должен знать, что шоколадка, условно говоря, стоит 50 рублей, а не 500». 

Помощь «домашним» 

Ещё три года назад детям-инвалидам в Иркутской области
не преподавали школьных дисциплин

После детского дома Владимир Родионов отправился на другую встречу. Недавно у интерната появилось отделение дневного пребывания, в котором специалисты занимаются с «домашними» малышами. Детский сад открылся 20 января и завоевал доверие у родителей, поначалу боявшихся оставлять детей, которые редко покидают пределы дома. Курс реабилитации в отделении рассчитан на шесть месяцев, для особых «клиентов» здесь попытались создать максимально комфортные условия. «Здесь есть все специалисты: воспитатель, который непосредственно находится с детьми, пока у них есть свободное время, медсестра, массажист, специалист лечебной физкультуры. С каждым ребёнком занимаются индивидуально», – говорит Тарас Павлык. 

Одновременно в отделении могут находиться 20 детей. Родители некоторых из них уже устроились на работу и получили возможность собственной социализации. В детском саду с детьми занимаются по системе Монтессори, каждый воспитанник может найти себе занятие по душе или отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Педагоги занимаются с детьми рукоделием. 

В будущем работы планируют выставить на продажу на одной из городских ярмарок, а вырученные средства направить на покупку творческих принадлежностей. С начала года для детей провели несколько праздников – 23 Февраля, 8 Марта и День святого Валентина. 

«За короткий период, судя по благодарственным отзывам родителей, много чего получилось, мы многого достигли. Будем стараться улучшать наше отделение и в будущем», – говорит заведующая Татьяна Семёнова. По словам Владимира Родионова, после того как пройдут первые полгода работы, планам по развитию отделения уделят особое внимание. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры