издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Да будет лес!

1100 жителей из разных городов и посёлков Иркутской области приняли участие во Всероссийском дне посадки леса. На 50 гектарах старых гарей, на давних заброшенных вырубках руками населения, не имеющего профессионального отношения к лесу, высажено не менее двухсот тысяч сеянцев сосны. Это официальные материальные итоги, зафиксированные в отчётах Агентства лесного хозяйства Иркутской области – главного организатора молодого общероссийского праздника. Но не количество посаженных сосен и не гектары восстановленного леса стали главным итогом праздника.

Обширная старая гарь на 29-м километре Александровского тракта под селом Московщина, подготовленная нынче к лесовосстановлению всем миром, расположена на приподнятом над местностью относительно ровном плато. Прочищенная бульдозером дорога выходит на него снизу по короткому, но довольно крутому подъёму, поэтому с самого плато, где лесники пропахали полосы для лесопосадок и заблаговременно разбили бытовой лагерь для добровольцев, она не просматривается. Возникает ощущение, что автомашины и люди, прибывающие на праздник, появляются в одной точке прямо из-под земли. Но вначале над кустарниковой порослью поднимаются ведомственные знамёна, определяющие принадлежность групп к общественным, государственным или бизнес-структурам, и триколоры Российской Федерации. 

Ведомственные знамёна, иногда какие-то вымпелы, иногда небольшие самодельные плакаты, майки и ветровки с логотипами предприятий были украшением и прошлого, и позапрошлого праздников, а вот государственные флаги России из тех лет не запомнились. Не исключаю, что они тоже были, но, может быть, в меньшем количестве, потому и не отложились в памяти. И в настроении людей, в самих людях, как мне почувствовалось, тоже что-то неуловимо изменилось. Как будто всё так же: приподнятое настроение, улыбки и души нараспашку. Но вроде решимости больше. Больше желания немедленно начать работу. Не символически-праздничную, а настоящую, после которой на этой земле, опалённой мощным верховым пожаром 2008 года, вырастет настоящий лес.

– Здравствуйте. Что-то давно к нам не заходили, – слышу голос рядом. В футболке и джинсах, без прокурорского мундира не сразу узнаю Антона Швецова из Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры, действующей в Иркутской области на правах природоохранной. Её коллектив мне симпатичен ещё и тем, что он часто принимает участие в разных экологических мероприятиях, совсем не связанных с надзором за исполнением природоохранного законодательства. Запомнилось, в частности, как несколько лет назад они, строгие люди в синих мундирах, организовали по-настоящему крупный областной конкурс детского рисунка, посвящённого родной природе. Выставку из многих сотен конкурсных работ устроили в стенах прокуратуры, превратив её холл и коридоры в картинную галерею. И, конечно же, не пропустили ни одного Всероссийского дня посадки леса.

– В прокуратурах, в подразделениях МВД, в МЧС управление строится на субординации. Если вышестоящий начальник на какой-то планёрке произнёс: «Личному составу желательно…» – это значит, что личному составу приказано… 

– В таких мероприятиях не может быть никакой субординации, – не соглашается Антон Швецов. – Мы приехали, чтобы в будущем на этом месте вновь вырос настоящий, красивый лес. Не было никакого приказа. Кому душа повелела, те и приехали.

А «душа повелела» принять участие в восстановлении сгоревшего леса многим сотням иркутян. Под руководством опытных лесоводов из Агентства лесного хозяйства Иркутской области люди рассыпались по обширному и неуютному, исцарапанному специальными лесными плугами пространству. Уже вовсю кипит работа, а на обгоревшее плато группами и группками продолжают подниматься горожане. И если в прошлые годы каждая группа представляла собой какое-то конкретное предприятие или организацию, то нынче едут ещё и просто друзья, профессией не связанные. Едут отдельные семьи с детьми, с тёщами и свёкрами. Едут добрые соседи. Самая большая организованная группа – больше сотни человек – приехала восстанавливать лес под эгидой Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП). 

– Ещё не понимаю, что именно, но что-то с людьми случилось, – говорит Вера Шлёнова, председатель Иркутского отделения ВООП. – Мы же каждый год участвуем в этих мероприятиях. Ещё в прошлом году всё было относительно спокойно, но нынче… Сегодня утром подхожу в девять часов к офису, а там народу – гурьба целая.

Вера Михайловна рассказывает, что такая большая группа получилась отчасти благодаря весеннему ледовому переходу через Байкал, сдружившему многих ранее незнакомых людей. Там активисты общества охраны природы «задружились» с национальной автономией чувашей Иркутской области «Юлташ»: «Вон они продвигаются потихонечку к горизонту с семьями». Обком профсоюзов работников присоединился к ВООП тоже во время ледового перехода. «Сейчас вместе идём», – Вера Михайловна кивает куда-то в даль, усыпанную работающими людьми. 

– Станция юннатов Иркутского района, 66-я школа города Иркутска, Дворец детского творчества… – перечисляет она организации, участвующие в празднике под эгидой общества. – Студенты приехали даже из Ангарска. Вчера вечером я уже и не знала, что делать. Боялась, что не смогу довезти всех желающих принять участие в восстановлении лесов. Местечко-то – не по асфальту ехать. Но что смогли, проплатили сами. Комитет по молодёжной политике города Иркутска транспорт выделил. Иркутская база авиационной охраны лесов помогла. Доехали! 

Услышав про студентов, внимательно осмотрел деляну, выделенную под праздничное лесовосстановление. Люди очень разного возраста. От трёхлетней Евы Кулик, не дающей отцу передохнуть своими бесконечными «папа, а давай ещё посадим», до солидных пожилых мужчин, которым лет под семьдесят, а может быть, и за семьдесят. Но и молодых людей, школьного и студенческого возраста, тоже много. И вот ещё одна чуть припоздавшая группа подъехала. 

– Мы из нархоза! – отвечают мне дружно и с гордостью за свой вуз.

– Вам что, вообще отдыхать не дают преподаватели, в субботу лес сажать отправили? – неуклюже провоцирую студентов на откровенный разговор и с удовлетворением слышу в ответ: «Да вы что! Мы сами, добровольно! Проблемы леса нас всех волнуют». 

Третьекурсница Надежда Шашкова сочла нужным развеять мои «заблуждения» не эмоциями, а логикой. 

– У нас же каждое лето горят леса, – говорит. – Каждый год, как только потеплее станет, сразу возникают огромные пожары. Вызывают много людей, чтобы их тушить. У нас в Братске – вообще! У меня даже родителей снимают с работы и увозят на тушение пожаров. Папа на ГЭС работает, и там часто формируют специальную бригаду и увозят на тушение лесных пожаров как волонтёров. А то, что потушить не успели или не смогли, надо восстанавливать.

Надежда, как выяснилось из разговора, изучает мировую экономику, поэтому меня не удивил её переход с темы сохранения и восстановления лесов к вопросу экономической составляющей. 

– Мне кажется, что мы неправильно используем лесные ресурсы своей страны. Мы задёшево продаём лес за границу. Там его перерабатывают и нам же втридорога продают готовую продукцию. Вся прибавочная стоимость остаётся им.

Последние слова студентки, не имеющие, казалось бы, прямого отношения к празднику, убедили меня в искренности душевного порыва молодёжи. 

Цифры, приведённые в начале этих заметок, официальные, но не полные. На самом деле и людей, и посаженных деревьев было больше. Просто не все догадались зарегистрироваться у организаторов праздника, отчитаться о выполненной работе. Только вот суть праздника заключена не в количестве посаженных деревьев, а в меняющемся массовом общественном сознании. Возможно, мы просто созрели, чтобы взглянуть на свою страну объективно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры