издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Редко газят – в основном дымят»

До октября сотрудники ГИБДД вместе с управлением экологии администрации города будут еженедельно проверять уровень дымности и токсичности выхлопных газов автомобилей иркутян. Первые нарушители этого сезона были выявлены 22 мая на рейде по контролю дымности на улице Маршала Конева. У неисправных машин сняли номерные знаки, а в отношении водителей составили административные протоколы.

«В Иркутске очень высокий уровень загрязнения воздуха. По итогам 2009 и 2010 годов столица Восточной Сибири входила в список 45 городов России с самым высоким уровнем загрязнения атмосферы, комплексный индекс загрязнения составлял 20. Начиная с 2011 года показатель начал снижаться, и сегодня он равен 14. Это в основном связано с закрытием котельных производств, но меры по уменьшению вредного воздействия транспорта тоже влияют на ситуацию. В 2014 году мы продолжаем проводить общегородские мероприятия по снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье горожан. Рейды, которые начались 22 мая и продлятся до октября, входят в число таких мероприятий, – пояснила главный специалист отдела экологической безопасности и контроля администрации Иркутска Валентина Сафонова. – За одну проверку сотрудники Госавтоинспекции останавливают около 40 автомобилей. Машины редко газят – в основном дымят. Как показала практика, по дымности выявляется 70–80% нарушителей, а по токсичности – всего 20%». 

В этом году увеличилось число критериев, по которым можно лишиться номера и попасть под административную ответственность

Во время рейдов проводится контроль всех групп транспорта – для отдела экологической безопасности важна общая статистика по городу. Места проверки заранее не оговариваются – администрация и ГИБДД определяют «точки контроля» за час до мероприятия. Это помогает избежать утечки информации. По опыту прошлых лет бывали случаи, когда находчивые иркутские водители заранее узнавали, где их ждёт «опасность», и предпочитали держаться в стороне от этих мест. В итоге сотрудникам Госавтоинспекции попадались в основном неместные автомобили.

Несмотря на то что о первом пробном рейде этого сезона было известно заранее, многим водителям не удалось избежать внеплановой остановки. «Надо было поменять траекторию движения и про-ехать по другой улице, тогда бы меня не затормозили, – сожалеет Денис Перфильев. – На этом автомобиле меня впервые останавливают за нарушение норм дымности. Недавно менял кое-что в двигателе, и, возможно, неполадки вызваны этим. Не волновался и не проверял машину, потому что она идёт хорошо и не дымит».

В этом году против нарушителей сыграют не только внезапность рейдов и непредсказуемость «точек контроля», но и увеличение числа критериев, по которым можно лишиться номера и попасть под административную ответственность. «Дымность состоит из двух коэффициентов: ослабления и поглощения света. Раньше учитывался только первый коэффициент. Для того чтобы более широко подойти к проверке, мы стали контролировать оба показателя, – комментирует Валентина Сафонова. – Зачастую бывает так, что один показатель в норме, а второй – нет. Если хотя бы один не соответствует ГОСТ, водителя штрафуют». Так, на первом же рейде по дымности у всех нарушителей – 16 из 30 остановленных автомобилей – повышенным оказался именно коэффициент поглощения света.

Отдел экологической безопасности и контроля советует автомобилистам вовремя менять масляный, топливный и воздушный фильтры своего транспортного средства, а также заправляться на крупных АЗС – этого достаточно, чтобы машина прошла контроль по дымности и токсичности. Но если своевременная замена фильтров зависит от бдительности водителя, то с заправкой может просто не повезти. «Мы уже 10 лет проводим рейды, и часто вы-ясняется, что водители заправляются некачественным топливом, – говорит Валентина Сафонова. – Это всегда приводит к печальным последствиям и приостановлению эксплуатации транспортного средства. Мы спрашиваем у нарушителей, какими заправками они пользуются, а потом проверяем эти АЗС. Рейды по заправкам у нас начнутся через полтора месяца».

Снятые номерные знаки автомобилист получит,
когда исправит технические неполадки

Если в неисправности автомобиля виновата АЗС, ответственность за свою машину всё равно придётся нести водителю. Снятые номерные знаки автомобилист получит только тогда, когда исправит обнаруженные технические неполадки и его автомобиль пройдёт повторную проверку Госавтоинспекции. К этим хлопотам добавится ещё административная ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей (статья 8.23 КоАП РФ). В случае когда предприятие пользуется машиной, уровень выхлопов которой превышает ГОСТ по дымности или токсичности, штраф составит от 500 до 1000 рублей (статья 8.22 КоАП РФ). Так, по данным пресс-службы администрации Иркутска, в 2013 году в городе сотрудниками отдела технического надзора ГИБДД за нарушение норм дымности и токсичности с юридических и физических лиц было взыскано 166 700 рублей. 

Какой вклад водители, нарушающие правила экологической безопасности, внесут в казну в нынешнем году, неизвестно. Но, как отмечает Валентина Сафонова, меньше всего шансов лишиться номера и заплатить штраф из-за нарушения норм дымности и токсичности у тех водителей, чей автомобиль выпущен не позже 2007 года. Как правило, у новых иномарок установлена система нейтрализации отработавших газов. Зато владельцы отечественных автомобилей сильно рискуют угодить под административную ответственность из-за уровня дымности и токсичности, не соответствующего ГОСТ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры