издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человек, заставляющий думать

В здании проектно-изыскательского института «ИркутскгипродорНИИ» с успехом прошла выставка работ известного живописца Алексея Лукьянчикова. Экспозиция посвящена 80-летию со дня рождения этого безвременно ушедшего из жизни самобытного, талантливого художника.

С художником Алексеем Лукьянчиковым мы познакомились в самом начале 1990-х. Уже первая наша встреча, а произошла она в редакции «Восточки», можно сказать, определила дальнейшие отношения – круг наших интересов во многом совпадал и в творческом плане, и в оценке людей и событий. Времена были смутные, рушились экономические и нравственные устои, сюрприз за сюрпризом приносил нарождающийся «дикий рынок». Алексей Васильевич жил тогда неподалёку – на улице Красноярской, так что заглядывать ко мне он стал довольно часто. И, как правило, не с пустыми руками. Приносил свои новые работы с авторскими ремарками, а нередко это были и оригинальные статьи, посвящённые секретам творчества собратьев-художников, приверженцев реалистической школы, настоящих подвижников искусства. К слову сказать, он и сам исповедовал эти взгляды, работал много, плодотворно и, пожалуй, неистово, словно бы торопясь сказать своё слово, запечатлеть на холсте картины, увиденные глазами самобытного художника – честного, глубоко неравнодушного к судьбам родного края, простых людей. Он ушёл из жизни в 2002 году, не дожив до 70 лет, в расцвете сил и творческих возможностей, не выдержав того огромного груза проблем, которые сжигали его, разрушали здоровье, проходили через сердце.

Одну из своих последних картин, композицию монументального плана, он назвал «Автопортрет». Хотя, конечно, по жанру она не портрет, а именно картина – коллаж. Как он сам говорил, портрет – это образ и судьба одного человека, а его произведение – это образ и судьба целой страны, судьба миллионов граждан в его субъективном отражении. На большом холсте отражён отрезок истории России от революции до революции. Его собственный портрет, размещённый в центре холста, окружён двадцатью двумя сюжетами из социальной, политической и культурной жизни страны. Именно эти сюжеты, признавался художник, и эти этапы жизни страны и сформировали его мировоззрение и определили гражданскую позицию художника. А она такова: у российского, так называемого, дикого капитализма, где так бурно и нагло расцвели различные пороки – спекуляция, проституция, игровой бизнес, двойные стандарты, нет будущего. И дата создания картины (2000 год. – О.Б.) определена не тем, что этот год сам по себе знаменателен и является историческим рубежом столетий и тысячелетий, а потому что олигархи и прочие «прихватизаторы», ограбившие народ и вмиг разбогатевшие, окончательно поставили Россию на колени перед Западом, обратив её в рабыню-донора, когда насосом стал «вездесущий доллар».

Миг и вечность

Если в нескольких словах обозначить суть творческой манеры Алексея Лукьянчикова, то эта фраза могла бы прозвучать так: «Он заставлял думать». Действительно, работая в сугубо реалистической манере, он, тем не менее, не был склонен к бесстрастному объективизму. Чаще всего – идёт ли речь о пейзаже, портрете, жанровой картине – он вносит в свои работы социально-углублённое, философское звучание. В них мы видим всю гамму чувств и мыслей, занимающих автора. Ассоциации, которые вызывают работы художника, подчас неожиданны и, что очень важно, метафоричны. Всё, что он создал, прямо или косвенно связано с Иркутском, Сибирью, родной землёй и нашим народом. Наследие Лукьянчикова значительно по объёму – отражение эпохи от войны до наших дней, более того, в его коллекции есть картины дореволюционного Иркутска. Это целый пласт нашей жизни! Глядя на творения художника, не перестаёшь удивляться, как ему хватило сил всё увиденное в жизни перенести на холсты с яркостью мыслей и чувств, присущих только большому таланту.

Радость и счастье, боль и страдание – всё находишь в живописных работах Алексея Васильевича. И в каждой картине – динамика, а если статика, то это уже предел сгоревших человеческих страстей. В его картинах – летопись нашего времени. И, может, кому-то не по нутру видеть поверженного русского человека, который прошёл войну, но в мирной жизни для него уже не нашлось места и никому до него нет дела, – «Военные судьбы». Любой настоящий художник создаёт свои шедевры не для музейных кладовых, он хочет, чтобы его увидели, он для нас творит, для зрителей, и не важно, будут ли его картины висеть в музеях или дорогих гостиных, он воплощает свою идею на холсте и надеется, что его поймут. Это именно о нём, Алексее Лукьянчикове.

«Боевое крещение» художника состоялось в 1969 году, когда его картина военной тематики «Солдатка», выставленная на областной художественной выставке, получила почётную грамоту «За высокое мастерство» и была приобретена Ангарской картинной галереей. Уже через год на областной художественной выставке экспонировались две его картины – «Забытая песня» и «Мечта». За них молодой автор был удостоен диплома, а «Мечта» стала достоянием всё той же Ангарской картинной галереи.

Автопортрет

Потом, рассказывал мне Алексей Васильевич, вдруг (или не вдруг) что-то случилось, и его картинам не стало хватать места в экспозициях выставок и каталогах. О причинах нетрудно догадаться: слишком уж критически остро, без каких-либо «завитушек» и украшательств изображал он общественную атмосферу тех лет. «Лет десять я писал в стол», – скажет он позднее. Но где-то начиная с 1980-х лёд тронулся – и как тронулся! Одна за другой проходят его персональные выставки в Академгородке (СЭИ), в Доме литераторов имени Петрова, в Домах культуры, кинотеатрах, различных учреждениях и даже под открытым небом. Кипение нешуточных страстей хранят книги отзывов. В них преобладают слова благодарности и восхищение мастерством художника, уг-лублённым психологизмом картин и пронзительной правдой. Кое-кто находил в работах «много спорного». Бесспорно же одно – картины Лукьянчикова не оставляют людей равнодушными и по сегодняшний день, вызывают либо позитивную, либо негативную реакцию. Бесполезно искать в его работах умиротворение, покой, их невозможно просто созерцать. Кто хоть раз видел его картины, тот и спустя годы их вспомнит.

Особняком в его творчестве, имеющем в основном философское звучание, держится акварельная живопись. Акварельный мир наполнен теплом и светом, лёгкой грустью и нежностью. Эти работы (а их многие и многие десятки), как глоток чистой родниковой воды, несут свежесть и радость жизни. Смотришь и думаешь, кто же он – летописец болевых точек ушедшего века или тончайший лирик, которому доступны волшебные, причудливые краски и образы? Без сомнения, и то и другое.

Военные судьбы

В течение 20 лет Алексей Лукьянчиков работал художником-дизайнером в проектно-изыскательском институте «ИркутскгипродорНИИ». Художественные, перспективные разработки сооружений нашли своё воплощение в новом – «Академическом» – мосту через Ангару в Иркутске, мостах через Селенгу в Бурятии и через Енисей в Абакане, дорогах «Чита – Хабаровск», «Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ» и множестве других объектов транспортной инфраструктуры Сибири.

Алексей Лукьянчиков 26 июня 2002 году перешагнул порог, за которым кончаются земные страсти. С нами остались память о нём и его искусство – глубокое и неповторимое.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры