издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разумный подход

Именно им предпочитают руководствоваться в Северных электрических сетях (филиале ОАО «Иркутская электросетевая компания»), защищая свои высоковольтные линии электропередачи и подстанции от лесных пожаров.

Конец мая на севере Иркутской области действительно выдался горячим. Лесные пожары вплотную подошли к населённым пунктам Нижнеилимского района, угрожая жизни людей и уничтожая постройки. Лишь к 26 мая со стихией удалось совладать. Немалую роль в этом, кроме прошедшего накануне снега, сыграли и бригады местных предприятий, которые пришли на помощь пожарным и МЧС, не дав огню распространиться. 

Одной из таких компаний стал филиал ОАО «ИЭСК» «Северные электрические сети», который не только помог бороться с огнём, но и устранял последствия пожаров в посёлке Дальний и на ВЛ-220 кВ Седановский переключательный пункт – посёлок Джижива (Червянка). 

– В Дальнем у нас находится подстанция с одним дежурным. За две недели до случившегося 19 мая пожара там уже была серьёзная ситуация и наша бригада приезжала для восстановления опор, – говорит директор Северных электрических сетей Виктор Лапшаков. – В связи со случившимся пожаром нас привлекли для оказания помощи и спасения жителей посёлка.

В ликвидации последствий пожара на ВЛ-35 кВ в посёлках Дальний и Заморский участвовали 25 человек и десять единиц спецтехники Северных электрических сетей. 

– Это работники наших эксплуатационно-ремонтных бригад, которые обыч­но занимаются содержанием сетей и участвуют в тушении пожара только в пределах зон подстанций и ЛЭП – специальных пожарных подразделений у нас нет, как нет и лицензии на проведение таких работ, – объясняет Виктор Лапшаков. 

После тушения пожара в посёлке Дальний ремонтной бригаде пришлось восстанавливать 19 опор ЛЭП. Реконструкцией занимались всё те же 25 человек, которые в течение восьми суток смогли заново установить 17 промежуточных опор и две сложные анкерные опоры 110 кВ. Ранее, с 11 по 15 мая, бригада из семи человек с привлечением трёх единиц спецтехники восстанавливала на болотистой местности уничтоженную пожаром анкерную опору № 13 ВЛ-35 кВ в посёлке Дальний, которая имеет сложную инженерную конструкцию.

– В группу по реконструкции вошли три механизированные бригады Братского, Усть-Илимского районов и Железногорска. Восстановить нанесённый огнём урон удалось довольно быстро, но тут всё зависело от масштаба причинённого вреда, – говорит директор Северных электрических сетей. – На временных линиях, построенных для строительства Богучанской ГЭС, примерно в это же время также произошёл пожар – упало 99 опор ЛЭП-220 кВ, там тоже работала бригада, которая не давала распространиться огню дальше. Но, когда мы добрались к месту пожара, могли лишь констатировать факт повреж­дения наших объектов. Сейчас нам предстоит серьёзный объём ремонтных работ, думаем, как восстанавливать наши линии, – заключает он.

Для защиты линий электропередачи и подстанций выработан перечень мер, включающий в себя расчистку трасс ВЛ и устройство минерализованных полос вокруг объектов Северных электрических сетей.

– Это исключительно регламентные работы, суть которых в том, чтобы обезо­пасить наше имущество, – объясняет Виктор Лапшаков. – Они довольно эффективны. Конечно, мы можем ввести дополнительные меры предупреждения пожаров, но в таком случае тарифы на электроэнергию придётся повысить в разы, ведь в нашей собственности находится 26 тысяч гектаров просек и около 7 тысяч километров линий электропередачи. Большая часть из них в тайге, – продолжает он. – Мы обрабатываем специальными противопожарными составами деревянные опоры ЛЭП 220 кВ, делаем окопку вокруг них. 

Однако и эти меры не всегда способны защитить линии электропередачи от огня. При верховых пожарах они редко оказываются эффективными. Любая опора имеет внутри трещины, и, когда идёт верховой пожар, в них ветром заносит искры и горящий пепел. Противостоять верховым пожарам может только просека, да и то не всегда, максимальная ширина просек для линий напряжением 500 кВ – тридцать метров, а для ЛЭП с более низким напряжением – и того меньше. Верховой пожар всё «съест».

В целом меры по предупреждению возгораний работают: без них затраты на борьбу с огнём возрастут в разы. «Тем не менее возникновение форс-мажорных ситуаций неизбежно. Даже по меж­дународным новостям видно, что и Америка и Австралия горят. Причиной становятся молнии, «чёрные лесорубы», туристы, и никто не может обещать, что малейшая искра не приведёт к пожару, – говорит опытный энергетик. – Мне кажется, тактика в отношении противопожарных мер, которая сейчас есть, – разум­ная. Процент вероятности появления огня в тайге есть, но он не настолько велик, чтобы вкладывать все деньги предприятия именно в защиту сетей от пожаров». 

Пожар в посёлке Дальний ликвидирован, ЛЭП полностью восстановлены, хотя находятся в собственности районной администрации, а не Северных электрических сетей: 

– Мы уже не смотрели на эти тонкости, важнее было не оставить без света жителей посёлка, местную школу и другие поселковые объекты. Поэтому сначала провели восстановление и лишь теперь решаем вопрос компенсации затрат. Этим мы будем заниматься вместе с администрацией, которая, уверен, разделяет понимание того, что произошла ЧС. Возвращение потраченных на ремонт средств – это процесс переговоров, но люди везде работают разумные – думаю, всё будет разрешено, – заключает Виктор Лапшаков. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры