издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вывели на «Чистую воду»

Региональные власти оценили качество обеспечения жителей области чистой питьевой водой

Проблемой снабжения населения Иркутской области чистой питьевой водой в очередной раз озадачились чиновники и депутаты. МинЖКХ подсчитало, что для её решения нужно 46 млрд рублей. Но в ближайшие пять лет из бюджета удастся выделить не более 400 млн. При этом основная часть денег пойдёт на Иркутск, Свирск, Шелехов и Байкальск. Города попали в ФЦП «Охрана озера Байкал», и регион обязан софинансировать работы здесь в первоочередном порядке. Таким образом, жители самых «неблагополучных» районов – Иркутского, Качугского, Жигаловского – пока продолжат пить некачественную воду.

По последним данным, на реконструкцию, модернизацию и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения сточных вод требуется около 46 млрд рублей. Из них около 10 млрд – на организацию водоснабжения, 36 млрд – на отведение стоков. При этом около 20 млрд – это сумма первоочередных мероприятий, которые в идеале надо выполнить в ближайшие годы. Такими данными поделился 18 июня на заседании комитета ЗС по экологии Александр Барнаков, начальник управления жизнеобеспечения министерства ЖКХ Иркутской области.

По его словам, централизованным водоснабжением сегодня пользуется 68% населения Иркутской области. Это 22 города, 50 посёлков городского типа и 142 сельских населённых пункта. По данным Роспотребнадзора, в 2013 году из 398 источников централизованного питьевого водоснабжения, существующих в регионе, 86 приходится на поверх­ностные воды. Из них нормам не отвечают 24% (в первую очередь из-за несоблюдения зон санитарной охраны). Ещё 312 источников – подземные воды, из них 19% не отвечают саннормам. Аналогичные проблемы и с инфраструктурой: из 283 водопроводов в 2013 году претензии у Роспотребнадзора вызвали 26% объектов (в 2012-м – 18%). Среди замечаний – отсутствие очистных со­оружений, обеззараживающих установок и несоблюдение зон санитарной охраны.

Между тем и жителям, которые обходятся без централизованного водоснабжения, тоже расслабляться не стоит. По итогам 2013 года в Приангарье в целом отмечено ухудшение качества воды нецентрализованного водоснабжения (без разводящих сетей) как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям. Однако населению Шелеховского, Иркутского, Тайшетского, Братского, Усть-Кутского, Эхирит-Булагатского и многих других районов всё же приходится пить такую воду.

– Наиболее неблагополучные районы – Иркутский, Куйтунский, Качугский, Жигаловский, все районы УОБО, – замечает чиновник минЖКХ.

За 2012-2013 годы в рамках программы «Чистая вода» освоено 1,4 млрд рублей. Правда, значительная часть этой суммы – средства Ангарского, Иркутского, Саянского водоканалов (муниципальные предприятия), предусмотренные их собственными инвестиционными планами. Тем не менее за два года действия программы, по словам чиновника минЖКХ, удалось обеспечить качественной водой ещё 23 МО. Велось, к примеру, строительство водоводов в Рудногорском МО, прошла реконструкция системы водоснабжения в Кутулике, центрального водозабора в Нижнеудинске и водопроводных сетей в Тырети. Построено 7,8 км разводящего водопровода в Куйтуне. Обратил внимание представитель министерства и на два более крупных объекта, которые удалось завершить. Речь идёт о станции водоподготовки в Бодайбо, население которого теперь получает качественную воду, а также о комплексе водоотведения в посёлке Маркова (19 км канализационных сетей, пять современных канализационных насос­ных станций). «Это позволило решить острейшую проблему – исключение сброса сточных вод на рельеф в пойму реки Каи и далее в Ангару», – комментирует Александр Барнаков.

Всего за два года построено около 40 км сетей водоотведения и водоснабжения. Проведены мероприятия по бурению скважин с обустройством.

– Когда мы бурим скважины, то проскакиваем первый этап – подтверждение наличия подземных месторождений пресных вод. Мы просто пользуемся имеющимися архивами Иркутскгеофизики пятидесятилетней давности. На практике эти данные о разведанных источниках подземных вод уже не подтверждаются, они устарели. Есть ряд примеров, когда пробуренные скважины глубиной 100–200 м так и не дошли до водного горизонта. Тем не менее подрядные организации требуют плату за выполненные работы, начинают судебные тяжбы с нами, – сетует Барнаков.

По его мнению, очень много месторождений подземных вод было уничтожено из-за бессистемного использования этих ресурсов. Так, промышленные предприятия и личные подсобные хозяйства сейчас зачастую самосто­ятельно организуют себе системы водоснабжения и в итоге из-за неграмотного бурения скважин губят имеющиеся месторождения. Чтобы оценить реальную ситуацию по запасам подземных вод в Иркутской области, требуется провести серьёзные поисковые и геологические работы, но расходы на это в облбюджете не предусмотрены.

Напомним, как ранее писал «СЭ» (номер от 31 мая 2013 года), в Приангарье открыто 152 месторождения подземных вод. На них обнаружено 207 участков недр с общими запасами 2,057 млн кубов в сутки. Если сопоставить эти запасы с количеством жителей области, то каждый человек мог бы потреблять по 800 литров в сутки. Для сравнения: среднее потребление воды сейчас составляет 206 литров на человека. Но гидрогеологи из Иркутскгеофизики уверены: примерно половину (1 млн кубов) запасов главного полезного ископаемого сегодня можно «списать» с учёта. Дело в том, что часть крупнейших месторождений уже не подлежат эксплуатации из-за ухудшившегося качества подземных вод по химическому составу. Чаще всего источниками загрязнения являются промпредприятия. К примеру, в Ангарском районе толщина загрязнённого соляркой слоя грунта составляет уже четыре метра.

Однако даже бурение скважин и получение в качестве питьевых подземных вод в некоторых районах не является панацеей. Депутат от Усть-Ордынского Бурятского округа Аполлон Иванов рассказал, что в Нукутском районе подземная вода непригодна для питья. В советское время пытались бурить колодцы на разных глубинах, но вода оказалась очень жёсткой. «Сейчас у нас для нужд сельского хозяйства действует скважина в 180 метров, но пить из неё невозможно даже после очистки специальными фильтрами», – замечает Иванов. В итоге население Нукутского района сегодня использует для своих нужд ресурсы Братского водохранилища, не проходящие специальную очистку. И это тоже вариант, далёкий от удачного решения проблемы. Так, местные жители стали жаловаться на качество воды из водохранилища – в Саянах начинает таять снег, искусственный водоём пополняется, но вода в нём содержит слизь непонятного происхождения. Аналогичная проблема и в Боханском районе. Аполлон Иванов предложил для подобных муниципалитетов использовать малые водозаборы мощностью до 100 тонн в сутки. Воду из них можно развозить автотранспортом. Строительство такого объекта может обойтись примерно в 5 млн рублей, считает парламентарий. Но в министерстве ЖКХ не исключают, что затраты могут оказаться больше – десятки миллионов. Поэтому чиновники пока предлагают отложить идею и поискать другой, более экономичный проект.

– Зато нам приходится тратить большие деньги на медицину. Ведь именно отсюда идут все проблемы со здоровьем – с почками, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой, – добавляет депутат Геннадий Нестерович.

На фоне такой ситуации сама подпрограмма выглядит не очень убедительно. По замечаниям депутатов, с 2014 года ДЦП «Чистая вода» упразднена, а вместо неё создана одноимённая подпрограмма, входящая в состав госпрограммы «Развитие ЖКХ Иркутской области». Рассчитана она на пять лет, ежегодно на «Чистую воду» из бюджета будет выделяться по 78 млн рублей. Причём значительную часть средств – 64 млн из 78, – по словам представителя минЖКХ, регион решил направлять в качестве софинансирования мероприятий по ФЦП «Охрана озера Байкала». Из федерального бюджета по ФЦП предусмотрены деньги на решение проблем с водоотведением в четырёх территориях – Иркутске, Свирске, Шелехове и Байкальске. Среди мероприятий – начало строительства КОС в Свирске, строительство напорного коллектора канализации и двух канализационных станций в Байкальске, возведение станции обеззараживания сточных вод с использованием ультрафиолета в Шелехове. Таким образом, участвуя в софинансировании, правительство региона выполняет свои бюджетные обязательства по ФЦП. Но проблема с чистой питьевой водой по-прежнему остаётся открытой.

– Вы взяли только крупные объекты по Иркутску, Свирску, но далее этих муниципалитетов подпрограмма не идёт. На остальные территории остаётся лишь 10–15 миллионов рублей, а ведь на бурение одной скважины нужно минимум 1,5 миллиона. В таком случае денег будет хватать только на бурение неглубоких скважин и получение воды для технических нужд, – констатировал Нестерович.

Между тем к реализации программы «Чистая вода» возникли замечания у Контрольно-счётной палаты. Результатами проверки поделился на этой неделе зампредседателя КСП Кон­стантин Янцер. Общая сумма выявленных нарушений составляет 402,7 млн рублей. Из  них около 7 млн использовались с нарушением принципа эффективности: Куйтунское МО, а также Рудногорск и Нижнеудинск не предъявили и не взыскали с подрядчиков штрафные санкции за неисполнение обязательств по муниципальным контрактам. При освоении ещё 395 млн бюджетных средств были нарушены нормы бюджетного законодательства. Так, часть этих денег в качестве субсидий досталась нескольким муниципалитетам, которые определила специальная рабочая группа при министерстве. Это Заславское МО – 487,5 тыс. рублей, Порогское МО – 1 200 тыс., а также Иркутск – 3,9 млн рублей. По мнению ­аудитора, выбор этот был не объективным, т.к. прошёл с нарушением критериев отбора. В целом значительная часть претензий КСП относится к муниципальным образованиям Иркутской области, это нарушения сроков заключения контрактов и требований к ПСД, изменение объёма контрактов и т.д. Представители контролирующего органа рекомендовали минЖКХ более плотно работать по этим вопросам с муниципалитетами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры