издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Подобных часов мы нигде не встречали»

В Ангарском музее часов хранится артефакт из семьи польского ссыльного

Аналогов артефакту, хранящемуся в Ангарском музее часов, пока нигде не обнаружено. Основатель музея Павел Васильевич Курдюков считал этот экспонат одним из лучших в своей коллекции. Великолепная метровая статуя Афины Паллады с часами была привезена им в 1978 году из Читы. Когда-то часы принадлежали ссыльному поляку Платону Бобровскому. Долгое время подробности этой семейной истории не были известны, пока в музее не побывала иркутянка Вера Фомина, потомица Платона Бобровского.

«Телефонный звонок раздался в квартире неожиданно. На другом конце провода – голос Павла Васильевича. После взаимных приветствий он сообщил мне о том, что приобрёл редкий экземпляр часов, каких в его коллекции никогда не было, – вспоминал Амир Хамзин в своей книге «Жил-был волшебник». – Он пригласил посмотреть на новую находку. В тот же день я пришёл к нему. На его рабочем столе вижу какое-то сооружение, обёрнутое холстом. Он снял холст, и передо мной предстала во всём великолепии Афина Паллада, богиня из древнегреческого мифа.

– Посмотри, какая красавица! – он любовно оглаживал бронзовые бока статуи. Она стояла, опершись на щит, придерживая рукой копьё. В другой руке – оливковая ветвь, подарок афинянам. Через плечо перекинута эгида – козья шкура. Часть доспехов украшена головой медузы Горгоны – подарок, преподнесённый ей древнегреческим героем Персеем. Скульптор придал лицу тонкие черты, вся фигура – олицетворение женственности. Постамент из чёрного мрамора, под ноги брошена шкура льва. Высота статуи вместе с постаментом – больше метра. В корпус статуи вмонтированы часы – большой чёрный циферблат с золотыми римскими цифрами, удачно сочетающий с общей композицией всего произведения».

До сих пор эти часы считаются одними из самых интересных в коллекции Ангарского музея часов. «Подобных мы нигде пока не встречали, – рассказывает главный хранитель Ангарского музея часов Баирма Бартанова. – Часов, повторяющих этот артефакт, насколько нам известно, нет. Это интерьерные часы, то есть в первую очередь скульптура призвана украшать помещение, а встроенный часовой механизм – это важное дополнение». 

Павел Курдюков привёз эти великолепные часы из Читы в 1978 году. Об этом, кстати, именно в том году и писала газета «Восточно-Сибирская правда». Исследованием истории артефакта занималась бывший директор музея Нина Кузьминична Крылова. Согласно истории, Павел Курдюков приобрёл «Афину Палладу» у семьи Бобровских. Платон Матвеевич Бобровский, польский дворянин, в 1863 году был сослан в Сибирь за участие в Январском польском восстании. Предположительно он был сослан на катор­гу на Нерчинские заводы. Пробыв на каторге шесть лет, он отправился в село Долганово Идинской волости Иркутской губернии. По воспоминаниям родных, Платон Бобровский был рослым, сильным, достаточно предприимчивым человеком – ему принадлежало несколько домов в Иркутске. 

Его двоюродная сестра Нина Николаевна прожила до 102 лет. Она и рассказала родственникам, что эти часы – фамильные. В годы советской власти по понятным причинам говорить об этом было нельзя. У Платона Бобровского было четверо детей – Артемий, Фрол, Таисия и Мария. Один из сыновей Фрола, Евгений, жил в Чите, был дважды женат, детей у него не было. Именно Евгений Фролович Бобровский и продал часы Павлу Васильевичу Курдюкову. Об этом «Восточно-Сибирская правда» написала ещё в 1978 году, но никаких подробностей тогда читателям не поведали, лишь рассказали о том, что ангарский коллекционер приобрёл великолепный экземпляр. Подробности стали известны много лет позже от иркутянки Веры Михайловны Фоминой, дочери легендарного иркутского сыщика Михаила Фомина, «дяди Миши». 26 марта 2010 года Вера Михайловна побывала в Ангарском музее часов и рассказала историю артефакта. Сестра Евгения Фроловича, Мария, вышла замуж за Николая Андреевича Фомина, а Вера Михайловна приходится Марии Платоновне внучкой. Вера Михайловна вспоминала, что квартира Евгения Фроловича в Чите «напоминала музей», там было очень много интересных старинных вещей. Куда они попали после того, как Евгений Фролович ушёл из жизни, пока неизвестно. 

По воспоминаниям внучки Павла Васильевича Курдюкова, Инны, дед привёз эти часы бережно завёрнутыми в пальто. Весит скульптура около 80 килограммов. Бронзовая фигура Афины стоит на мраморном основании. В скульптуру встроен часовой механизм. При поступлении в музей экспонат был датирован ошибочно: в наших архивах сохранилась датировка этих часов – начало XIX века. Декоративное оформление, литьё принадлежит мастеру Пиату (E. Piat), его имя находится на основании скульптурной композиции. На часовом механизме клеймо с надписью «Мужен»(Mougin) и обозначение двух медалей за участие в выставках. Механизм серийного производства, на это указывает номер. Фирма «Мужен» производила часовые механизмы с середины XIX века. Французский скульптор-орнаменталист Фредерик-Эжен Пиат родился в 1827 году и был одним из самых известных бронзовщиков второй половины XIX века. В 1995 году консультации по экспонату давала сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед, специалист по бронзе Юна Зек. Она считает, что часы принадлежат второй половине XIX века».

Как указывает Нина Крылова в своём исследовании, ранее скульптура имела другой цвет, корпус был позолочен. Кто-то, пытаясь «позолотить» потускневшую поверхность скульптуры, покрыл её краской. Об этом рассказывала супруга Павла Васильевича, Ульяна Яковлевна Курдюкова. Павел Васильевич убрал с корпуса золочение с помощью специального состава и вымачивания. 

Часы «Афина Паллада» давно обросли легендами. Сотрудники музея, проводя экскурсию, предлагают детям положить мизинец в раскрытую пасть льва и загадать желание, а учителя вдобавок берутся за хвост. Военные, призывая удачу, держатся за колено воинственной богини.

В Ангарском музее часов хранятся и другие уникальные экземпляры часов XIX века, эпохи классицизма, когда мастера черпали вдохновение в античности и великолепные бронзовые скульптуры героев, богов, мифических персонажей украшались мрамором, малахитом, фарфором. А позже и ампирными атрибутами – мраморными колоннами, триумфальными арками, арфами. Один из таких артефактов – удивительное произведение мастера Луи-Станисласа Ленуар-Раврио, образец французского классицизма и ампира, датированный первой половиной XIX века – часы «Сен-Бернар». Это образец, который может соперничать с лучшими экземплярами часов эпохи классицизма и ампира, хранящимися в Эрмитаже, Петергофе, Версале, Царском Селе. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры