издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свет в театральном туннеле

Вопрос может показаться риторическим или спорным, но речь идёт о конкретной территории в городе Черемхове. Когда-то в конце девяностых годов здесь при Доме культуры им. Горького действовала детская театральная студия, название придумали сами ребята, зашифровали свой девиз: «ГРИМ – горим, растём, ищем, мечтаем».

Более десяти лет занимался со школьниками актёр ленинградской школы, режиссёр и бывший директор Черемховского театра драмы Владимир Логинов. Он давал детям уроки сценических искусств: движения, речи, жизни в образе своих героев. Конечно, начинали со сказки. Но какие у них появились прекрасные маски, выполненные художником Дома культуры Дамиром Лукмановым! До сих пор их используют на массовых народных праздниках. Через сказки пришли к более серьёзным инсценировкам. Так, в дни двухсотлетия со дня рождения А.С. Пушкина театр «ГРИМ» выступил с большой костюмированной пьесой, составленной Владимиром Логиновым из эпизодов пушкинских произведений. Какой великолепный был Пушкин, тоненький мальчик-девятиклассник с вьющимися волосами, очень похожий на лицеиста Пушкина. И под стать ему – Татьяна, высокая, красивая, величественная. Сам Логинов играл от автора в эпизодах из маленьких трагедий, из «Пира во время чумы». Как это было волшебно и трогательно! Коллектив детского театра «ГРИМ» даже принял участие в фестивале «Те-атральная осень на Байкале» в 1999 году, показал часть этого юбилейного спектакля и получил высокую оценку компетентного иркутского жюри.

Но судьба играет по своим, неведомым для нас, нотам и правилам. Дети окончили среднюю школу и разъехались. Владимир Иванович тяжело заболел и умер от сердечной недостаточности в 2002 году. Без режиссёра и педагога театр прекратил своё существование.

Однако почти каждый год в Черемхово проходит конкурс школьных театральных коллективов, а в последние годы и дошкольных, детсадовских театров. Есть желание, дети стараются. Подготовить одну сказку или инсценировку за год можно, в детском саду это предусмотрено программой. Но разве это театр? Есть и единственный, на общественных началах, школьный театр «Сказка» в посёлке Дзержинского, в школе № 4. Театр принял участие в конкурсе детского кино-журнала «Ералаш», получил даже гран-при от самого автора за придуманный и исполненный сюжет в стиле Грачев-ского. Школьный театр испытывает большие трудности прежде всего из-за отсутствия статуса и ставки режиссёра. Ведёт эту студию по совместительству заместитель директора по внеклассной работе, и без того перегруженный текущими мероприятиями, отчётами, аккредитациями и документацией на смотры, конкурсы и т.д. и т.п. Поскольку берутся за такие пьесы, как «Щелкунчик», артисты из старших классов быстро вырастают и уходят. 

И вот забрезжил свет в театральном туннеле. Как бы не сглазить. Директор Черемховского дома детского и юношеского творчества Ольга Июдина приняла руководителем детской театральной студии ветерана культуры, бывшего директора ДК им. Горького, вдову режиссёра и актёра Владимира Ивановича Логинова Сталину Алексеевну. По профессии и высшему образованию она – организатор и художественный руководитель Домов культуры; по роду любительского творчества – танцовщица и руководитель танцевальных коллективов в молодые годы. А поскольку с мужем Владимиром были они как одно целое, душа в душу жили и все творческие вопросы решали вместе, то она театр «ГРИМ» и создавала, и поддерживала как директор Дома культуры, и сама с интересом наблюдала, как Логинов давал детям уроки театрального мастерства, как разучивал сцены и ставил спектакли. 

Согласившись поработать с детским коллективом младшего школьного возраста, Сталина вспомнила те занятия, добавила к ним информацию из Интернета и свои собственные идеи. И взяла один четвёртый класс школы № 8, выбрала способных детей, стала заниматься с ними. Подобрала интересную сказочную историю, музыку, разучила с ребятами-артистами танцы. В Доме творчества активно поддержали, сшили костюмы, сделали декорации. И получился настоящий музыкально-танцевальный спектакль, который понравился всем. Дети так привязались к своему театральному учителю, что собираются осенью ходить на занятия в Дом детского творчества, потому что после четвёртого класса идут в разные школы. Даже мальчики, обычно стеснительные и предпочитающие театру футбол, одобрительно относятся к занятиям в кружке. Дети после общения со Сталиной стали следить за своей осанкой, стали лучше и выразительней разговаривать, двигаться. И это заметили их родители. Что особенно поразило Сталину Алексеевну, так это обращение отцов двух мальчиков, не участвовавших в сказке, с просьбой принять сыновей в театральный кружок. Так понравился всем медведь, главный герой сказочной истории.

Что случится в следующем сезоне, продолжит ли Сталина работу с детским театром? Об этом я спросила её саму. Вот что она мне ответила: 

– Работать с ребятишками мне было интересно, хотя и очень трудно в самом начале. Оказалось, что дети десяти-одиннадцати лет несобранны и самовольны, с повышенной эмоциональностью. Было непросто заинтересовать девочек и мальчиков, настроить на внимание, чтобы слушали и понимали. Только когда стали разбирать спектакль-сказку, роли распределять, когда читала им сценарий и включала записанную из Интернета музыку – ребята загорелись, сами что-то предлагали. Разучивали песенки, танцы. Особенно понравился танец Ёжика и финальная полька, когда на поляне все звери танцуют перед Медведем. И в ходе этих занятий я вдруг почувствовала прилив удовлетворения, молодой напористости. Ощутила себя педагогом, цель поставила – раскрыть в ребятах внутренние артистические данные. Ко-гда у юных моих артистов что-то получалось, они бурно радовались, и я вместе с ними. Сказка у нас получилась как детский мюзикл, с вокальными и танцевальными эпизодами. И мне не терпится продолжить занятия в театральной студии с исполнителями, а также с новым составом юных артистов. Подготовим к Новому году спектакль, повторим осенью нашу музыкальную сказку. Мне бы хотелось, чтобы родители, радеющие за всестороннее развитие своих детей, помнили, что такое развитие даёт только театр как синтетическое искусство, объединяющее все жанры: и музыку, и танцы, и гимнастику, и умение держать осанку, легко двигаться по сцене. И конечно же, выразительно говорить, владеть жестом и мимикой. Приводите детей в театральную студию!

Детский театр должен существовать, развиваться, показывать свои спектакли на большой театральной сцене – и да сбудется это пожелание! 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер