издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Жуки» на виниле

«Молчановка» собирает артефакты о «Битлз» для создания виртуального музея

Пластинка «Битлз» «Вечер трудного дня», выпущенная фирмой «Мелодия» в 1986 году. В конце восьмидесятых – начале девяностых в библиотеке имени Молчанова-Сибирского выстраивались очереди, чтобы её послушать. Потёртый номер «Студенческого меридиана», весь посвящённый одной теме – ливерпульской четвёрке. Его брали тоже только по записи. В очередь стояли и за битловскими нотами. Бережно переплетённая книжка – одна из первых книг о квартете «Битлз» – навсегда!», выпущенная «по заказу республиканского штаба трудовых объединений ЦК ВЛКСМ Азербайджана». Всё это артефакты, которые в первую очередь рассказывают нам о нас самих. Таких, какими мы были в эпоху падения железного занавеса в СССР. Сотрудники «Молчановки» намерены создать виртуальный музей «Битлз» в Иркутске и приглашают частных коллекционеров поделиться снимками своих битловских артефактов.

У советских, а теперь российских библиотек своя «история «Битлз». Иркутская областная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского – не исключение. Группа распалась в 60-х годах, а книги, пластинки и ноты «Битлз» стали поступать в библиотечные фонды только в конце восьмидесятых – начале девяностых. До этого группа вроде бы и была известна в СССР, но в странном «полуофициальном» состоянии. На официальных пластинках отдельные её песни могли появляться, но часто без названия самой группы, её мелодии исполняли «Весёлые ребята», но какие-то свои тексты, не имеющие ничего общего с текстами Леннона и Маккартни. Многочисленные меломаны везли пластинки и записи из-за рубежа, формируя богатые личные коллекции. «Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент, какое содержание в этих опусах. Достаточно сказать, что одна из их песенок называется «Катись, Бетховен!» – писал Никита Богословский в своей знаменитой статье о «Жуках» в «Литературной газете». Но битломания в СССР была уже состоявшимся фактом, и потихоньку травля «жуков» в официальной прессе, начатая в середине 60-х, к началу 70-х приутихла. Ещё в 1977 году в самиздатовском журнале «Рокси» Борис Гребенщиков опубликовал статью «О врубе», где, в частности, писал: «Поговорите с каким-нибудь восемнадцатилетним рок-экстремистом: «Битлз»? А что «Битлз»? Нет, послушать приятно… Грэнд Фанк ( или «Дип Папл», или чуть ли не «Слэйд») – круче. Фарнер! Вообще – ништяк!» Про «Битлз» ничего не скажешь – ништяк. Но любители рока старого поколения помнят, что такое были «Битлз» в 1965–1970 и – хотя бы по доходившим до нас отголоскам – что происходило вокруг них там, когда возник рок. Так могли встречать только что-нибудь очень долго, хотя и неосознанно, жданное… И оно изменилось. Врубались все, кроме совершенно безнадёжных и злонамеренных». Уже в 1977-м в сформированной советской рок-тусовке о «Битлз» говорили как о чём-то давно осознанном, принятом и родном. А вот до издания в Союзе первой официальной полноценной биографии битлов оставалось более десятка лет, не меньше. 

В очередь за нотами

В отделе литературы по искусству на пятом этаже «Молчановки» играют битлы. И будут играть до 21 сентября, пока не закончится выставка «Ливерпульская четвёрка», посвящённая самой известной музыкальной группе 20 века. В библиотеке хранится одна из первых советских книг о ливерпульской четвёрке – перевод книги Хантера Девиса «Битлз»: авторизированная биография», которая до сих пор пользуется спросом у битломанов. В 1983 году в журнале «Ровесник» с восьмого по двенадцатый номер печатались главы из этой книги. В русском переводе книга вышла в 1990 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Есть в фондах и более позднее издание, 1997 года – книга «Осколки неба, или Подлинная история «Битлз», художественное произведение Юлия Буркина и Константина Фадеева. «Авторы в послесловии даже извиняются за художественный вымысел, и то, что некоторые факты не совпадают с подлинными фактами из жизни «Битлз», – говорят сотрудники отдела литературы по искусству библиотеки имени Молчанова-Сибирского. 

Самой спрашиваемой книгой, связанной с «Битлз», в отделе остаётся биография ливерпульской четвёрки «Битлз» – навсегда!» Алексея Багира-заде. Книга была издана в 1989 году «по заказу республиканского штаба трудовых объединений ЦК ВЛКСМ Азербайджана» тиражом 25 тысяч экземпляров. Книга появилась во времена перестройки, но от советских штампов её трудно было уберечь, поскольку иначе бы она просто не вышла в официальном издательстве. Поэтому одна из глав начинается словами: «Все битлы происходили из рабочих семей, в которых знали цену хлеба, не всегда имевшегося у них вдоволь. Их родители были обычными рядовыми членами британского общества – прислугой на корабле и кондуктором в автобусе, официантом и мойщиком посуды в ресторане, токарем и продавцом в магазине, акушеркой и безработной. Да, к сожалению, в разное время все их семьи испытали эту страшную болезнь буржуазного общества – безработицу». Тем не менее это очень искреннее и интересное произведение, полезное для тех, кто впервые знакомится с творчеством четвёрки «Битлз», уверены библиотекари. Книга переплетена заново, поскольку в своё время, в 90-е годы, иркутяне занимали очередь, чтобы её прочитать. Не меньшей популярностью пользовались ноты песен «Битлз», изданные в 1989-1990 годах. Они тоже подклеены, поскольку все знакомые с творчеством легендарной группы хотели научиться хоть что-то исполнять и на гитаре. В самиздате, ноты, конечно, тоже ходили.  Но тут впервые  – официальное издание! И эти книжки на полках бывали редко – переходили с рук на руки от одного читателя к другому. Рядом – старенький «Студенческий меридиан», на обложке – яркая, знакомая картинка из «Жёлтой подводной лодки». Знаменитый номер «СтМ», полностью посвящённый «Битлз». «Он пользовался просто огромной популярностью у читателей, – рассказывают библиотекари. – Если вы помните, когда наступили времена перестройки, появились многочисленные подборки об отечественных и зарубежных рок-группах в журналах «Ровесник», «Студенческий меридиан», «Аврора». Их невозможно было просто так взять в библиотеке, спрос был огромным. Сейчас это уже раритеты, своеобразные артефакты по истории «Битлз» и истории нашей страны. Конечно, многие из этих журналов сейчас отсканированы, но подержать в руках бумажный экземпляр – это что-то непередаваемое, совсем другие ощущения, всё равно как вернуться в ту эпоху». 

ВИА есть, а «Битлз» нет

Первая запись «Битлз» на официальной советской пластинке относится к 1967 году. Фирмой «Мелодия» был выпущен сборник зарубежной эстрады под названием «Музыкальный калейдоскоп». На этой пластинке была песня «Девушка», в пояснении к ней значилось: «Музыка и слова народные, квартет «Битлс». В библиотеке Молчанова-Сибирского, к сожалению, этой пластинки нет. В 1974-м вышел миньон с песнями «Across the universe», «I, me, mine», «Let it be», где были обозначены имена Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона, однако на обложке значилось только: «Вокально-инструментальный ансамбль, Англия». В 1982 году миньон переиздали, и на этот раз название «Битлз» уже было обозначено. В 70-е выходили сразу несколько миньонов, на которых значилось «ВИА Англия», но названия «Битлз» не было. Что за неведомый ансамбль, оставалось только догадываться по именам авторов. В 1972 году в журнале «Кругозор» вышли несколько песен «Битлз» и даже помещено было фото Пола Маккартни, рассказывалось, что Пол «потомственный рабочий из Ливерпуля», и если бы он не занялся музыкой, стал бы механиком или электриком. Советские поклонники «Битлз» «ловили» радиостанцию «Голос Америки» и переписывали песни, делали фото из зарубежных журналов, привозили артефакты из заграничных поездок. Иркутянка Ирина Щербакова вспоминает, что в конце 60-х в подмосковную школу в посёлке Монино Щёлковского района, где она училась, ребята-десятиклассники принесли пластинку, сборник «Битлз». Он был привезён из Англии знакомым или родственником из Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. «Они дали послушать пластинку моей маме, преподавателю, – рассказывает Ирина Геннадьевна. – Мама подняла крик, поскольку учителей тогда инструктировали насчёт «буржуазной музыкальной пропаганды», а она заканчивала заочно Московский институт культуры. Когда мама ушла, я потихоньку поставила пластинку и слушала. Я была шестиклассницей, но пыталась поспорить с мамой, что музыка была весьма неплохой. А наши ребята под влиянием «Битлз» организовали группу «Тэйблз». В лингофонном кабинете были списанные столы, из которых они выпилили детали гитар, электронную «начинку» паяли сами. Поэтому группа и называлась «Столы». 

Первый официальный советский виниловый диск ливерпульской четвёрки был выпущен в свет фирмой «Мелодия» в 1986 году, после покупки «Мелодией» лицензии у EMI (ситуация была парадоксальной потому, что к этому моменту диски Маккартни и Леннона уже издавались в СССР, были отдельные песни на сборниках, были пластинки с пометкой «ВИА, Англия» и миньоны с пометкой «Битлз», однако полноценного диска группы «Битлз» не издавали). Этого экземпляра в фондах «Молчановки» тоже нет, однако есть другой, не менее интересный. В том же 1986 году в библиотеку поступила другая пластинка. Тогда в СССР вышел ещё один виниловый диск «Битлз» – «Вечер трудного дня», на этот раз перезапись английской пластинки. Когда пластинка поступила в «Молчановку», она сразу же стала пользоваться особой популярностью. Библиотека не выдавала её на руки, слушать читатели приходили прямо в аудиозал отдела литературы по искусству. Хотя в те годы уже можно было купить пластинки битлов в Иркутске. «Помню, покупали мы двойной болгарский винил «Битлз» вполне официально, в магазине, – вспоминает иркутянин Владимир Караваев. – Правда, в нагрузку нужно было взять ещё одну пластинку. Так сбывали залежавшийся товар в СССР. Пластинка «в нагрузку» оказалась офигенной – мелодии из вестернов, очень хорошая музыка, которую в то время редко где можно было услышать». 

«Мы хотим создать виртуальный музей «Битлз»

Экспонаты выставки: виниловые диски,
альбомы, ноты, книги

Всего в фонде отдела литературы шесть пластинок «Битлз», это как купленные пластинки, так и дары посетителей. Благодарные читатели иногда приносят уникальные экземпляры. Один из них подарил несколько пластинок «Мелодии» с песнями Линды и Пола Маккартни, Леннона и Маккартни, группы «Битлз» до её распада. На одной из пластинок значится только некое ВИА – вокально-инструментальный ансамбль, но названия нет, хотя имена исполнителей обозначены. 

– Пластинки «Битлз» до сих пор пользуются спросом, – говорят библиотекари. – Библиотека работает до 20 часов, и вечером приходят студенты и часто спрашивают «Битлз», причём некоторые из них ходят постоянно. В Интернете масса записей, однако есть люди, которые хотят услышать песни на виниле, посмотреть, как выглядели старые пластинки. Кроме того, это своеобразный «культурный поход в люди», иногда послушать «Битлз» приходят молодые люди вместе с девушками.

Отделу литературы по искусству «Молчановки» чуть более 50 лет. Сейчас в его фондах 50 тыс. экземпляров. Справочники, книги, альбомы, диски, журналы. 19 тыс. книг, 21 тыс. нот, 393 аудиовизуальных и электронных издания. Список журналов по культуре и искусству содержит 66 наименований. Читатели рассказывают, что в библиотеке неплохая подборка джаза на виниле, классических произведений. 

Книги, пластинки и ноты «Битлз» стали поступать в библиотечные фонды только в конце восьмидесятых – начале девяностых

– Мы хотели бы, чтобы в библиотеку пришли иркутские битломаны и рассказали о тех книгах и пластинках, которые хранятся в их личных коллекциях, – говорят библиотекари. – Конечно, частные коллекции наверняка больше и полнее, чем то, что собрано в нашей библиотеке. Но мы думаем, что у нас есть экземпляры, которых нет у иркутских битломанов. Если бы мы поделились своими артефактами, а они показали свои, это было бы интересное, полноценное общение. Мы хотели пригласить иркутянина Вячеслава Сизых, поскольку знаем, что у него большая личная коллекция, посвящённая «Битлз», размещается она в его квартире. У него, насколько нам известно, есть, к примеру, экземпляр пластинки, подаренный Севой Новгородцевым, есть афиши, плакаты, куклы, книги. Кроме того, мы надеемся, что об экспонатах из своей коллекции расскажет ещё один поклонник творчества этой группы, иркутянин Александр Мишкин, очень эрудированный и образованный музыкально человек. В планах – организовать виртуальный музей «Битлз», собрав туда фотографии артефактов, хранящихся как в нашей библиотеке, так и в частных коллекциях. Если мы соберём достаточное количество материала, то разместим его в специальном сообществе «ВКонтакте», которое уже создано и получило хорошие отклики. Хочется создать своеобразную базу данных, чтобы иркутские битломаны могли приходить со своими интересными фото, пластинками, книгами, журналами и делиться ими с другими. Возможно, обмениваться, искать что-то интересное для себя, слушать музыку, общаться. Мы хотим, чтобы библиотека стала площадкой для общения для всех, увлечённых творчеством «Битлз».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры