издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разучились думать

В этом году впервые за последние шесть лет одиннадцатиклассники будут писать сочинение

  • Автор: ЕЛЕНА КОРКИНА

О необходимости возврата этой формы экзамена говорили давно, однако только после выступления президента в декабре прошлого года перед Федеральным Собранием стало понятно, что старому-новому экзамену быть. Не все, правда, ожидали, что так скоро: до декабря осталось всего ничего. При этом в школах говорят, что никаких указаний насчёт подготовки к сочинению пока не поступило, ученики пребывают в неведении, родители возмущаются: сколько можно экспериментировать на детях.

«С русским языком она не очень-то дружит, – признаёт мама одиннадцатиклассницы Алёны Екатерина Симонова. – В школе учителя разводят руками: сложно найти время для подготовки к сочинению, а вся система давно настроена на ЕГЭ. Я не знаю, как они будут сдавать. И как будут оценивать. Вот вы знаете?»

Я тоже не знаю. Да и что говорить о новоиспечённом сочинении, если даже  с обязательным ЕГЭ, кажется, не всё ясно: говорят, из него планируют убрать часть А – ту, что с вариантами ответов. Другие предметы, вроде литературы или физики, её уже лишены, но то дополнительные. С русским языком сложнее: для таких, как Алёна, часть А – главный источник заветных баллов. Алёну интересует экономика, русский язык она была бы счастлива сдать на 50. Если же уберут часть А, какие там 50. А тут ещё и сочинение…

Новое испытание, как сообщается на сайте федерального Мин­обрнауки, настигнет учеников одиннадцатых классов в промежуточную аттестацию, то есть в декабре. Общие направления уже выбраны. Всего их пять: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». Конкретные темы будут объявлены непосредственно перед экзаменом. 

В целом условия кажутся довольно лояльными: работу выпускники пишут в собственных школах,  оцениваются сочинения по системе зачёт – незачёт, в случае чего пересдача уже весной. Впрочем, чересчур расслабляться не стоит: всё-таки без успешно сданного сочинения не будет и допуска к ЕГЭ. 

Теоретически  целиком и полностью от сочинения школа не уходила: третья часть в ЕГЭ по русскому, три небольших и одно большое сочинение в ЕГЭ по литературе. Проблема заключается лишь в том, что к воспитанию того самого думающего человека, от тоски по которому возвращают сочинение как экзамен, задания ЕГЭ отношения не имеют. «Все сочинения в ЕГЭ по русскому языку пишутся одинаково, – объясняет старший преподаватель Иркутского института повышения квалификации работников образования, в прошлом эксперт ЕГЭ и преподаватель русского языка и литературы лицея ИГУ, Ирина Никулина. – Критерии оценок  такие: определил ли выпускник проблему,  выявил ли он аргументы автора, сумел ли понять главную мысль, высказать отношение к теме и привести свои примеры. Особой самостоятельности мысли здесь не нужно. И все идеальные сочинения, которые я видела, лишены полёта мысли, ничего личного, чистый алгоритм. Такие же сочинения стали появляться и в ЕГЭ по литературе. Хорошо это или плохо, я не знаю. Такая работа учит осмысливать прочитанное, но всякое личностное отношение убивает совершенно». 

По мнению Никулиной, годы «натаскивания» на ЕГЭ привели к тому, что сочинение можно ввести формально, но это мало что изменит. «О возвращении сочинения очень долго говорили, но вернули только тогда, когда дети разучились их писать», – считает Никулина. К тому же, с её точки зрения, существующая система устоялась, на неё согласны все: учитель два года натаскивает детей, дети получают свои баллы. Есть те, кто хочет  перевалить через минимальный балл, отличникам нужно 90–100, троечники приспособились. «Раньше учили языку вообще, и, приходя на экзамен, ребёнок просто применял свои знания. Теперь все тесты типовые, задания равноценные. И с каждым годом они немножко облегчаются,  унифицируются, всё меньше примеров, которые заставляют размышлять. Однажды на спецкурсе по подготовке к ЕГЭ  я, как всегда, постаралась обратить внимание на сложные случаи вроде тире между подлежащим и сказуемым. Дети мне сказали: «Зачем нам это? Такие задания исключены». 

Сама Ирина Никулина возвращение к сочинению считает высочайшим благом. «Это обращение к самой соли предмета: думать и излагать точку зрения на родном языке ребёнок  может только в сочинении. Но на практике с сочинением будет то же самое, что с ЕГЭ: учителя натаскивают детей, дети списывают, все приспосабливаются. На этом фоне сложно говорить о самостоятельном размышлении».

«Если рассматривать идею возвращения сочинения в целом, то это не очень хорошо, – рассуждает иркутская одиннадцатиклассница Анфиса. –  Лично я никаких проблем в этом не испытываю, сама пишу фанфики и веду блог. Но, согласитесь, для некоторых выпускников, «технарей», будет весьма и весьма сложно написать сочинение на проходные баллы, и в итоге они, вероятно, останутся без аттестата. Ученикам и впрямь будет легче сдавать именно ЕГЭ, так у них больше шансов получить баллы повыше».

«Да что вы все так переживаете», – чуть свысока говорит мне улыбающийся Александр. Александру через 3,5 месяца светит сочинение, но он не слишком волнуется: «В своей школе будем писать, напишем. Это же эксперимент, в первый раз. Говорят, что нам не повезло. Не повезло тем, кто потом будет писать. Уже по-настоящему».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры