издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Счастье, что он был, Фёдоров»

Юбилейные мероприятия в Иркутске, конечно, посетила и Ирэн Ефимовна Фёдорова, жена великого офтальмолога. Она подчёркнуто не называет себя вдовой – только женой. И вся её жизнь, как при Святославе Фёдорове, так и эти 14 лет без него, посвящены ему: «Я была растворена в нём до самого конца его жизни. Да и сейчас всё так же». Ирен Фёдорова уделила нашей газете немного времени, чтобы рассказать о своих иркутских впечатлениях и поделиться воспоминаниями о любимом муже.

– Ирэн Ефимовна, вы не впервые в Иркутске, но 15 лет вас здесь не было. Как впечатления от мероприятия?

– В этом году мы отмечаем 25-летие многих филиалов МНТК, ездим по разным городам. Но к Иркутску у меня особое отношение – город всегда мне нравился, я очень люблю Андрея Геннадьевича Щуко, мы с ним близко знакомы. И Святослав Николаевич тоже тепло относился к нему, он часто звонил в Иркутск, они обсуждали какие-то идеи. Мне нравится ваш филиал, здесь всё сделано эстетично, красиво, со вкусом. Ну и, безусловно, поражает та техника, на которой работают ваши врачи. Хочу подчеркнуть, что сам Андрей Щуко – не просто профессор и директор института, он специалист высококлассный, замечательный хирург и прекрасный человек. Святослава Николаевича называли человеком результата, потому что всё, что он задумывал, он претворял в жизнь. И сегодня врачи продолжают осуществлять когда-то им задуманные мечты, которые совершенствуются, становятся более значительными и фундаментальными. Так что я счастлива быть сегодня в Иркутске, видеть прекрасный коллектив и современные операционные. 

– Вы как спутница жизни лучше всех можете рассказать, как Фёдоров отдавался своему делу, за что он боролся, о чём мечтал.

– Да, он был очень предан своему делу, оно было для него самым главным в жизни. И он постоянно ставил перед собой какие-то новые задачи. Когда-то он своей маме написал такую записку (она была глухая и они общались с помощью записок): «Мама, я самый здоровый и счастливый человек в СССР». Он действительно был счастлив, что занимается любимым делом, что всё получается, и самое главное – что он приносит пользу людям. Также он стремился отдавать все накопленные знания. Помню, в 1982 году в Сан-Франциско был международный конгресс. Когда объявили, что слово предоставляется Славе Фёдорову (его так называли за рубежом – Слава), весь зал встал, а там было около 2 тысяч человек. И я рыдала. Все знали – если Фёдоров выступит с докладом, будет что-то новое, что все смогут подхватить. А как-то в Сингапуре на конференции к нам подошёл молодой доктор из Австралии, который уже занимался разработанной Фёдоровым технологией радиальной кератотомии. И он сказал: «Профессор, спасибо вам за мой хлеб с маслом».

– А вы помните те времена, ко-гда Святослав Николаевич решил создать филиал в Иркутске?

– Филиалы были созданы одно-временно в 12 городах. Эту идею поддержал Николай Рыжков и способствовал её продвижению. В Иркутске Фёдоров познакомился с Андреем Щуко и сразу оценил этого человека. Святослав Николаевич был потрясающе интуитивен, он всегда людей видел и знал, кто на что способен. Он лично подбирал во все филиалы директоров, и все, за исключением двух, до сих пор работают. 

– 14 лет без Фёдорова… В чём вы нашли опору, обрели смысл жизни?

– Когда это случилось, я не знала, как буду жить. Мы должны были уйти вместе, потому что были неразлучны. И вдруг я остаюсь одна, это было очень страшно. И я стала думать: раз я осталась, значит, мне нужно что-то делать – для него же, чтобы память о нём сохранить. Я организовала Фонд Фёдорова, мы издали книги о Фёдорове, я сама написала книжку «Долгое эхо любви». Мы поставили ему памятник, назвали парк его именем, а на месте его гибели поставили часовню. Я заполнила свою жизнь благотворительностью ради него, ради людей и него: опекаю школу для слепых и слабовидящих детей, детский дом, приют. Мне хочется, чтобы его постоянно помнили, а не только на конференциях и в учебниках. Поэтому пока я жива, пока хожу и глаза открыты, я буду заниматься памятью Святослава Фёдорова, он этого достоин, он это заслужил. И я очень верю, что он здесь, с нами, он нас видит и нам помогает. И счастье, что он был, Фёдоров, в моей жизни и жизни многих-многих людей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры