издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Страницы полевого блокнота

  • Автор: Мария МОЖЕНКОВА, искусствовед

Минул век с тех пор, как началась первая мировая война. Оглядываясь на события столетней давности, мы уже можем говорить об этом историческом феномене более рассудительно и спокойно, делая выводы и интерпретируя факты. Страшные факты. Первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 миллиона человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 миллиона, более 20 миллионов ранены, 3,5 миллиона остались калеками.

Спустя век поговорить об этой непростой теме хотелось бы на выставке-публикации «Первая мировая война. Полевой блокнот иркутского художника Дмитрия Романова», которая проходит в Иркутском художественном музее имени Сукачёва.

Дмитрий Степанович Романов, брат известного иркутского летописца Нита Романова, родился в Иркутске в 1871 году. Происходил из рода иркутских цеховых Романовых, которые в первой половине XIX века числились мастерами в иконописном цехе. В 1900-1901 годах был учеником рисовальной школы Н. Верхотурова и М. Рутченко-Короткоручко в Иркутске, участвовал в отчётной выставке школы в мае 1901 года. 

Позже учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Написанный им в 1913 году по инициативе и консультации брата-краеведа Нита Романова и по заказу музея ВСОИРГО «Пожар Иркутска в ночь на 25 июня 1879 года» экспонировался на фотографической выставке «Виды и типы Восточной Сибири» в декабре 1913 – январе 1914 года (ныне находится в ИОКМ). В 1914 года служил писцом оценочного отделения Иркутского городского общественного управления. Был на германском фронте 1914–1918 годов. 

Участник 9-й художественной выставки в музее ВСОИРГО, состоявшейся с 3 по 16 апреля 1917 года, на которой экспонировались «Портрет матери художника», «Аршанские горы», «Водопад вблизи Аршана», карандашные и акварельные этюды.

Впервые на выставке, посвящённой первой мировой войне, показаны фронтовые карандашные и акварельные этюды, зарисовки и наброски 1914–1918 годов, переданные в дар музею братом художника в 1925 году. 

Глядя на пожелтевшие листы бумаги, понимаешь, что художник остаётся художником даже на войне. Темами зарисовок выступают в основном пейзажи и лица людей. В изображениях нет главного – войны! Наоборот, в них отражена жизнь. Простым карандашом на бумагу переносились образы сослуживцев, виды деревенских изб и дворов. Тонко и точно намечены пейзажные просторы. Всего несколькими штрихами достигалась удивительная выразительность лиц, схвачен характер персонажей.

Если внимательно присмотреться к бумаге, на которой выполнены зарисовки, можно заметить, что она немецкого производства. Скорее всего, это трофейный блокнот, попавший в руки художника случайно. Конечно, война не увеселительная прогулка, на которую можно взять холст и краски. Но обстоятельства, вынуждающие откладывать кисть и брать в руки оружие, не отменяют состояния творца, в какие бы тяжелые условия ни попадал человек. 

Тема художника на войне очень неоднозначна. Дело в том, что художник по своей природе является творцом, созидателем. А война вынуждает идти уничтожать, причём уничтожать не бездушные предметы, а живых людей. И если уж говорить о первой мировой войне, то убийство происходило не только в рукопашном бою с врагом, когда в схватке исход зависел от силы и ловкости. Появилось также оружие массового поражения. Другой уровень сознания, другие критерии добра и зла, другой уровень человечности, если угодно. Вопрос в том, как выжить и остаться верным себе, своей совести? 

Можно предположить, что творчество и являлось той отдушиной, когда художник мог себе позволить быть творцом, а не воином. Чудом сохранившиеся листки с зарисовками уже 99 лет хранят память о событиях минувшей войны. Может быть, для современного поколения они покажутся невзрачными и малосодержательными, но на самом деле это уже не просто исторические зарисовки, а целые артефакты времени, наполненные мыслями и эмоциями тех непростых лет. Уметь это осознавать и отдавать дань уважения, увы, в настоящее время не каждому под силу. Сейчас общество воспитывается на других примерах и идеалах. Совершенствуются технологии, но мельчают души. Детей учат пользоваться техникой, но не учат проявлять сострадание. И мир становится всё более жестоким и агрессивным, как это ни прискорбно.

Так что должно произойти, чтобы люди остановились в своей злобе и жажде власти, чтобы не разразилась третья мировая война, которую род людской (да и планета в целом) может и не пережить при том уровне оружия, который существует на данный момент?.. Почему за минувшие сто лет мы так и не выучили главного урока истории? Я не говорю сейчас о конкретной стране или народе, я хочу сказать о войне как об общечеловеческой трагедии, где победительницей бывает только смерть. Боюсь, что, когда мы это осознаем, будет уже поздно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры