издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От бивней мамонта до шлема космонавта

45 лет назад в городе угольщиков Черемхове открылся городской историко-краеведческий музей. Он располагался тогда в коммунальной квартире на первом этаже только что построенного двухэтажного каменного дома.

Первым директором музея стала Маргарита Ларионова-Щербина, жена художника, режиссёра, актёра, директора городского театра Анатолия Щербины. Маргарита Михайловна была женщиной решительного, твёрдого характера, она сумела в короткие сроки обустроить музей, привлечь общественность, пенсионеров, учащихся к сбору экспонатов. Черемховские жители-старожилы несли в кабинет директора рабочую одежду дедов-углекопов, шахтёрские робы, каски, обушки, кайло и лопату. Из сарайчиков и сундуков на свет вынимали ручной работы кухонную утварь, скатерти, салфетки, фарфор и глиняные кувшины, старинные денежные знаки, монеты, куски угля с отпечатками древних папоротников и много чего другого. 

Маргарита Михайловна открыла в музее первую выставку местных художников, на которую принесли свои работы профессионалы-преподаватели и любители: Папенко, Фирстов, Лукманов, Кошелев, Инешин, Щербина. Через двадцать с лишним лет журналист и художник Вадим Инешин при поддержке общественности стал инициатором открытия в городе выставочного зала для постоянных выставок местных и областных художников. Можно говорить о преемственности и поступательном движении в культурно-просветительском обновлении города угольщиков. Если первой ступенью в этом движении явилось учреждение наркомом тяжёлой промышленности городского драматического театра в 1939 году (в но­ябре театр им. В.П. Гуркина отмечает 75-летие), то второй ступенью, без сомнения, стало открытие музея, отметившего 45-летний юбилей. Третья ступенька – выставочный зал, отметивший недавно 15-й день рождения, получивший имя недавно, ушедшего из жизни Вадима Инешина. 

После отъезда Маргариты Михайловны с супругом в Иркутск в семидесятых годах директором черемховского музея стала учитель литературы Анна Чернигова. О жизненном и общественном подвиге этой черемховской женщины не раз писали в СМИ, имя её хорошо известно в ООПИК – она работала секретарём Черемховского отделения Общества охраны памятников истории и культуры, проводила разъяс­нительную работу в трудовых коллективах, вовлекала в члены общества многих черемховцев, организовала городские конференции членов этого общества и была не раз отмечена за отличную работу. При этом главная заслуга Черниговой – это кропотливая и последовательная деятельность по развитию и становлению городского музея на профессиональный уровень. Ведь первая квартира, где разместили музей, страдала от недобросовестных пользователей жилья на втором этаже, её несколько раз заливала вода, в помещение забирались грабители, так как ни охраны, ни подобающих штатов поначалу не было.

Так что, согласившись на должность по состоянию здоровья, Анна Елизаровна подписалась на нескончаемые хлопоты, переезды, необходимость доказывать властям и руководителям всех уровней важность правильного содержания музея в городе, пробивание помощи как материальной, так и ресурсной. Дважды (!!) перевозила Чернигова музейные фонды и экспозиции: сначала в деревянный старинный особняк – бывшую приходскую школу села Черемховского (ныне Детская художественная школа № 1), потом в левое крыло нижнего этажа драматического театра. Хождение Черниговой к генеральному директору производственного объединения «Востсибуголь», её убеждение в значимости истории Черембасса дали положительный результат. В пору безденежья и грядущих кризисов черемховский музей был взят на баланс «Востсибугля», директору и техническому работнику положена зарплата как своим сотрудникам, производственным подразделениям дана команда всячески помогать в реконструкции музея. И после этого Чернигова заключила договор с усольскими специалистами, оформившими демонстрационные залы музея в восьмидесятых годах. Три просторных зала, экспозиция – от бивней обитавших когда-то здесь мамонтов до послевоенных побед угольных разрезов и подаренных личных вещей космонавта-черемховца А. Полещука – всё это стало центром краеведческой работы в школах и средних учебных заведениях, местом собраний общественников-краеведов, проведения конференций, викторин, вечеров памяти отдельных известных личностей.

В 2002 году Анна Елизаровна ушла на заслуженный отдых. Но осталась другом и помощником музея, молодых специалистов Марии и Ольги. А в судьбе музея истории Черембасса произошли очередные изменения. Театр драмы рос и развивался, ему требовались новые площадки. Администрация города приняла решение о строительстве отдельного здания для городского музея, деревянного, двухэтажного. Друзья-краеведы радовались и с волнением ждали этого события. Когда увидели дом с мезонином, вошли внутрь построенного помещения, то радость как-то померкла. На открытии мэр признал, что все экспозиции прежнего музея здесь не вместятся и пообещал сделать пристрой. Переезд в 2012-2013 годах лёг на плечи нынешнего, временно исполняющего обязанности директора, тулунского художника и музейщика Елены Обуховой. Она сделала всё, что смогла, вдохнула в стены живую мысль, создала круг друзей музея, организовала юбилейные мероприятия. Директор Мария Геринг пока что находится в декретном отпуске, растит ребёнка и на следующий год займёт своё место. А художница Елена Обухова, как надеются и верят её черемховские друзья и почитатели, будет привозить в Черемхово свои авторские выставки лоскутных обрядовых кукол и картин из бересты.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер