издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К вам едет ревизор

«Травка» во всех своих проявлениях составляет основную массу в общем объёме изъятых в регионе наркотиков. Это совсем неудивительно, если учесть, что конопля не только растёт в подворотнях, но и захватила значительные площади заброшенных сельскохозяйственных угодий. По сведениям областного министерства сельского хозяйства, дикорастущая конопля занимает 968,3 гектара. Как исполняются требования закона об уничтожении дикорастущих наркосодержащих растений, проверила в этом году прокуратура. Главный вывод надзорного органа: местная власть не принимает к собственникам и пользователям засорённых каннабисом земель серьёзных мер, не понуждает их к ликвидации опасных наркоочагов.

Осуществляя земельный конт­роль лишь формально, органы местного самоуправления, как выяснилось, порой даже не владеют полной информацией о том, где и сколько на территории муниципального образования конопляных полей. В министерство сельского хозяйства области соответственно сводки о засорённых площадях либо не предоставляются совсем, либо приходят поздно и с заниженными цифрами. По этой причине гербициды для уничтожения опасных дикоросов если и поступают, то их применение уже неэффективно. Подобные факты выявлены в Эхирит-Булагатском, Ольхонском, Зиминском, Киренском, Нукутском, Баяндаевском и Аларском районах.

Между тем в большинстве районов и отдельных поселений сегодня действуют муниципальные антинаркотические программы, где обязательно есть пункт о принятии мер по уничтожению дикорастущей конопли. Соответственно, на эту работу запланировано финансирование. К сожалению, в некоторых муниципалитетах деньги на искоренение «травки» так и остаются цифрами в документе либо средств выделяется слишком мало. К примеру, в Зиминском районе марихуана местного пошиба обнаружена в восьми сёлах на площади 24,4 гектара. На борьбу с ней в нынешнем году решено было взять из местного бюджета 15 тысяч рублей и направить их в два поселения. В остальных шести сёлах сырьё для «косячка» и «плана» остаётся доступным для всех желающих. На текущий год комплексная программа профилактики наркомании Зиминского района предусматривает финансирование в размере 41 тысячи рублей, но за полгода из этой суммы выделено только 10 тысяч. В результате в адрес мэра прокурором внесено представление об устранении нарушений закона.  

В Качугском районе ни одно поселение не имеет собственной программы профилактики наркомании. Прокурор считает, что в таких условиях говорить о действенных мерах в этой сфере невозможно. Поэтому в Качугский райсуд им было направлено 12 исковых заявлений с требованием к муниципальным образованиям не только принять программу профилактики наркомании, но и предусмотреть в бюджете на очередной год необходимые расходы на её реализацию.

Именно через суд действуют прокуроры, пытаясь заставить органы местного самоуправления  расстаться с привычкой закрывать глаза на наркоугрозу. Например, глава села Захал спокойно признался проверяющему, что на заброшенных землях давно угнездилась конопля и уничтожать её никто не пытался. А теперь, после обращения прокурора в суд, видимо, всё-таки придётся. В Аларском и Жигаловском районах «прополку» после вынесения судебных решений вынуждены будут организовать главы пяти деревень, в Боханском и Качугском – шести.     

К фактам произрастания под носом у подростков опасного для их здоровья зелья некоторые руководители территорий относятся формально: решения принимаются, в том числе специально созданной антинаркотической комиссией, но их исполнение никто не отслеживает. В Баяндаевском районе, к примеру, комиссия предусмотрела провести во всех сёлах сходы жителей, чтобы рассказать об угрозе и привлечь к ликвидации очагов конопли, но информацию об этом решении направили только в четыре деревни. Об уничтожении конопли на своих землях большинство глав поселений так и не отчитались перед районной властью. Между тем только в сёлах Тургеневка, Половинка, Нагалык, Курумчинский в прошлом году полиция возбудила 11 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 

Бездействует администрация Балаганского района, где коноплёй занято 345 гектаров. Только в Тарнопольском МО травка цветёт и пахнет более чем на 200 гектарах на радость наркозависимым и торговцам зелья. С позицией местной власти разбираться тоже придётся районному суду.   

Как это ни удивительно, но в ходе проверки прокурорам пришлось принуждать к уничтожению дикорастущей конопли даже начальников исправительных учреждений. К примеру, в Эхирит-Булагатском районе душистая травка, дающая кайф, обнаружена на площади 120 гектаров. Причём на федеральных землях, находящихся в пользовании объединённой колонии ГУ ФСИН России по Иркутской области. По заявлению прокурора  районный суд обяжет ведомство ликвидировать конопляные поля в местах лишения свободы.

Хорошей мерой профилактики могло бы стать привлечение к административной ответственности землепользователей, на участках у которых обнаружены заросли конопли. Но, как показали прокурорские проверки, сотрудники полиции и наркоконтроля к административной ответственности собственников земельных участков привлекать, мягко говоря, не спешат. Работа правоохранительных органов сводится в основном к составлению предписаний, на которые хозяева засорённых коноплёй участков не реагируют. 

Прокурорская проверка завершилась внесением 35 представлений, направлением в суд 23 заявлений, объявлением 21 предостережения и привлечением 19 должностных лиц к  дисциплинарной ответственности. О том, какова эффективность этих мер, узнаем следующей весной.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры