издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мастера земли тулунской

  • Автор: Наталья ИВАНОВА

Шумно и весело, с песнями, частушками и плясками в исполнении фольклорно-обрядового коллектива «Завалинка» открылась выставка мастеров декоративно-прикладного творчества «Мастера земли тулунской» в ремесленном подворье 130-го квартала.

Все представленные на выставке работы сделаны руками участников творческого объединения мастеров Тулуна «Ия». Такое лаконичное название своего творческого союза мастера выбрали не случайно, ведь Ия – это название реки, на которой стоит Тулун. Творческое объединение (ТОМ) было образовано четыре года назад, в 2010-м, в него вошли преподаватели-мастера детской школы искусств, позже к ним присоединились и самодеятельные мастера. Сегодня в ТОМ 29 мастеров, которые делятся знаниями и умениями со школьниками Тулуна, воспитывают новое поколение мастеров, создают уникальные работы и прославляют свою малую родину. На данный момент творческое объединение мастеров предлагает освоить всем желающим 12 направлений народных ремёсел: художественную обработку бересты, лозоплетение, резьбу по дереву, работу с бисером, ткачество, роспись по ткани, керамику, художественную обработку кожи, изготовление кукол, вышивку, валяние из войлока, кузнечное дело. На выставку в Иркутск мастера привезли самые лучшие работы победителей ежегодного городского конкурса профессионального мастерства «Мастер года». 

Что ни экспонат,
то произведение искусства

Фантазийные керамические изделия, русские народные костюмы с традиционной вышивкой, ажурные самовары из бересты, авангардные композиции из войлока, исторические виды достопримечательностей Тулуна, созданные по старинным фотографиям из бересты, оригинальные и всегда нужные в хозяйстве поделки, сделанные в технике лозоплетения, и даже головоломки, вырезанные из дерева. Все работы уникальны и, безусловно, заслуживают знакомства с ними. 

Так, попробовать создать вазочку из ивовых прутиков, сплести лапти или сделать своими руками глиняную свистульку мог каждый желающий. На открытии выставки мастера делились своими умениями в режиме мастер-класса. 

– Для того чтобы сделать вазочку в технике лозоплетения, нам понадобятся ивовые прутики и инструмент, чтобы обрезать лишнее, – рассказывает мастер творческого объединения «Ия» Владимир Бударков. – Ива – очень хороший материал, гибкий, пластичный. Но случается, что прутик ломается, тогда мы просто отрезаем уже ненужный кусок и вплетаем новый. Такое плетение называется литое, от толстого конца к тонкому. 

Елена Лисицкая также занимается лозоплетением, её работы отличают оригинальность сюжета, фантазийность и традиционность исполнения. 

– Лоза – это чрезвычайно приятный и послушный материал, позволяющий создавать самые разно-образные формы плетёных изделий, давая волю воображению, – рассказывает мастер. – При том, что приёмов и способов плетения не очень много, широту возможностей изготовления изделий из лозы переоценить трудно. Технология плетения известна ещё с древности, здесь трудно изобрести что-то новое. 

Одними из самых долго рассматриваемых работ стали берестяные панно, на которых из малюсеньких кусочков бересты мастером Виктором Яворским выложены исторические виды зданий, достопримечательностей Тулуна и Иркутска. Увлечение берестой у Виктора Александровича появилось около 30 лет назад. 

– В конце 80-х годов берестой в наших краях почти никто не занимался. Как раз в то время я гостил в Москве, и мне там посоветовали попробовать этот материал в работе, – рассказывает Виктор Александрович. – Я решил научиться плести лапти, стал искать литературу, пытался общаться со старожилами, которые умели это делать, но, к сожалению, на тот момент информации было недостаточно. Тогда я занялся берестяными туесами. Многие заинтересовались, многих я научил технологии изготовления, а сам решил попробовать что-то новенькое. Считаю, что у хорошего мастера должна быть своя оригинальная тема. Я стал делать иконы. У меня осталось достаточно работ с тех пор, хотя, конечно, много и подарено. Но и тут нашлись последователи. Я долго думал, какую тему выбрать, и решил попробовать создать серию берестяных панно «История Тулуна» – старинные особняки, разрушенные в 1920-е годы церкви, исторические виды уже отреставрированных зданий. Первой моей работой стала «Покровская церковь». Эта церковь до 1927 года была деревянной, потом её разрушили, сейчас на её месте стоит уже заново отстроенная каменная. А фото 1927-го осталось у батюшки, он-то мне и дал его. Позже к историческому варианту я добавил её современный вид, причём раньше, чем завершились реставрационные работы. 

На создание одной такой работы у Виктора Александровича уходит чуть больше двух месяцев. Всё, что для этого нужно, как говорит сам мастер, – это береста, резец, клей «Момент» и несколько иголочек для работы с мелкими деталями. 

– Самая любимая работа… – призадумался Виктор Александрович, – …это, наверное, та, на создание которой ушло много времени, больше шести месяцев, – Князе-Владимирский монастырь.  

Сейчас в коллекции у мастера уже больше 30 панно, каждое дорого и уникально. Его работами заинтересовались в Москве и пригласили на большую выставку декоративно-прикладного творчества «Ладья». В планах у Виктора Александровича продолжать создавать такие исторические панно, чтобы горожане знали и помнили историю своего края. 

– Задумок очень много, хочу сделать старое деревянное здание вокзала, винно-водочный завод, дворянский дом. У нас в Тулуне много красивых старинных зданий, которые хочется сохранить для потомков, пусть даже в таком виде. Года через 2-3, когда работ станет больше, собираюсь организовать свою выставку в родном городе, – поделился планами мастер. 

А пока лучшие мастера Тулуна приглашают всех иркутян на выставку «Мастера земли тулунской», которая будет работать до конца ноября.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры