издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорогое удовольствие

Неделю назад вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин заявил, что в связи с ежедневным повышением валютного курса по отношению к рублю туристические путёвки за рубеж в последние дни дорожают в среднем на 3% в сутки. «Конкурент» обратился к участникам рынка и выяснил: туроператоры наблюдают снижение спроса на заграничные туры, хотя постоянных клиентов потерять не боятся, а вот сами туристы возмущены ростом цен – многим приходится откладывать отдых.

«Может, повезёт»

Спад на 30% наблюдался на европейских направлениях начиная с апреля 2014 года, комментируют ситуацию в компании «Гранд Байкал». «Осень была критической, и туроператоры продавали туры в минус, чтобы сохранить перевозку, – говорит наш собеседник в компании. – Теперь, учитывая продажи на туры с вылетом из Иркутска в страны Юго-Восточной Азии, наблюдается низкая глубина продаж – люди опасаются заранее приобретать путёвки. Они медлят с принятием решения по новогодним программам и боятся покупать горящие туры на ноябрь и декабрь. Авиакомпании сократили полётные чартерные программы в страны Азии из-за снижения спроса со стороны отдыхающих».

Механизм оплаты зарубежных туров сейчас выглядит так: клиенты оплачивают выбранные туры в рублях, компания переводит деньги туроператорам в день бронирования либо на следующий день, в зависимости от времени оплаты тура, утром или вечером. Именно по времени перевода рублей фиксируется курс доллара или евро. «В договоре с клиентом прописывается условия, что если курс рубля на следующий день существенно изменился, мы вправе выставить дополнительный счёт, – рассказали в «Гранд-Байкале». – После этого никаких других доплат с клиента взять уже нельзя. Так, например, новогодняя поездка, оплаченная в июле, подорожать для клиента уже не может». Но, если турист оплатил только часть стоимости тура, следующую часть он будет оплачивать по текущему курсу валюты.

Туроператоры не знают, что посоветовать клиентам: порой выгоднее заблаговременная покупка путёвок, а порой удачно удаётся сэкономить на горящих турах. «Если человек покупает путёвку заранее, он фиксирует стоимость тура, и она не изменится в зависимости от курса валюты. К тому же, у него широкий выбор отелей. Когда дело касается горящих туров, которые берутся в последнюю минуту, может повезти со стоимостью, но выбор отелей будет значительно меньше. Возможно, человеку повезёт, и курс валюты во время покупки как раз упадёт на 2-3 рубля, – заметил наш собеседник в компании «Tez Tour». – Каждому нужно принимать решения самостоятельно, и посоветовать что-либо очень сложно. Нам – туроператорам – выгодней, чтобы люди бронировали туры заранее».

Из-за роста курса валют твёрдый настрой на отдых у некоторых потенциальных туристов сменился разочарованием. Яна Ушакова осенью дёшево отдохнула в Таиланде и предложила своей маме провести отпуск за границей. Но путёвки подорожали, и поездку пришлось отменить. 

– В начале осени я ездила в Паттайю – тогда нам подвернулась очень дешёвая горящая путевка за 27 тысяч рублей. В неё входил перелёт, страховка, трансфер, гостиница 3 звезды и завтраки. Я вернулась и сагитировала маму поехать, благо отпуск у неё в декабре. В итоге случайно в Интернете я увидела горящую путёвку на двоих на 15 дней за 49 тысяч рублей. Мы не успели её купить, и мама обратилась в агентство, – делится Яна. – Неделю назад ей позвонил менеджер и и предложил аналогичный тур, но уже из расчёта 49 тысяч на одного человека. В итоге мама собралась отдыхать в ангарском профилактории.

«Продвинутые туристы выбирают туры заблаговременно»

Для некоторых компаний последствия, вызванные ростом курса валют, не повлекли за собой серьёзных изменений. «В целом снижение спроса есть, но для нас это не очень заметно», – поясняет генеральный менеджер турагентства «Байкал Экспресс» Сергей Шатунов. По его словам, те, кто регулярно ездит отдыхать за рубеж, не отказываются от поездок из-за курсовых колебаний, поскольку выбирают туры заблаго-временно. Вполне возможно, что удорожание их тура в связи с ростом курса даже не коснулось. «Большинство постоянных туристов купили путёвки ещё до момента быстрого роста валюты, – отметил Шатунов. – Те, кто стабильно ездит отдыхать, но не заказывают тур заранее, вероятно, тоже от поездки не откажутся – просто сменят, к примеру, четырехзвёздочный отель на трёхзвездочный. Некоторые туристы берут специальные кредиты – ноль процентов переплаты в туристических целях. Пока народ не очень умеет пользоваться финансовыми инструментами, но опытных путешественников выручает кредит – это очень удобно. Нужно, чтобы все поняли механизм: ты берёшь в рублях, отдаёшь в рублях, и у тебя не потребуют отдать в валюте эквивалент. Снижение спроса происходит только за счёт тех, кто не был уверен, что отправится отдыхать, и тех, кто ловит горящие туры».

Перемены отпугнули туристов, располагающих ограниченными средствами на поездку. Студентка ИГУ Ксения Коршунова собиралась этой зимой во Вьетнам – это был бы её первый отдых за границей, но путешествие пришлось отложить. «Я планировала отправиться во Вьетнам в феврале, чтобы отдохнуть после зимней сессии – провести ленивые каникулы на пляже. Но валюта выросла, и стоимость путёвки увеличилась практически в два раза. Мои друзья тоже попали в подобную ситуацию – в прошлом году взяли новогоднюю путёвку в Таиланд за 30 тысяч рублей, а в итоге она обошлась им в 50 тысяч, и это со скидкой, – рассказывает Ксения. – Я студент и не могу себе позволить тратить на отдых больше денег, чем я запланировала. Решила, что если ситуация стабилизируется, поеду весной. Это неудобно, так как диплом на носу, но делать нечего – я не выношу сильной жары, и летние поездки не для меня. Обидно, что в самое оптимальное время поехать не получится».

Директор одного из офисов тур-оператора «Pegas touristik» уверен, что в нынешней ситуации самостоятельное планирование отдыха не поможет сократить затраты. «Если туристам нужны нестандартные туры, они пользуются Интернетом и бронируют регулярные рейсы, но это всегда больше заморочек и дороже». Туристам, которые сами организовали свой отдых, действительно не удалось сэкономить, подтверждает иркутянка Алёна. Её семья, состоящая из трёх человек, провела свои пятнадцатидневные каникулы, запланированные ещё в июне, на острове Пхукет. 

– Принципиальной разницы между самостоятельной организацией поездки и покупкой турпакета нет. Конечно, горящие туры выгоднее всего, но таковых почти не бывает во время каникул. Мы в июне удачно купили авиабилеты до Бангкока – они обошлись нам в 58 тысяч на троих, – рассказывает Алёна. – За период с июня по конец октября отели подорожали почти на 5 тысяч рублей. В отпуск взяли меньшую сумму, чем обычно – на 52 тысячи рублей купили лишь 1270 долларов. Для семьи из трёх человек на дорогом острове Пхукет это маловато. Поэтому не было шопинга, мы никому не привезли подарков. Но на нормальное питание, фрукты, массаж и три экскурсии – хватило. Это был самый дорогой наш отпуск – 150 тысяч рублей. При этом мы не купили ничего. Наш первый отпуск в Таиланде в 2011 году обошёлся в 109 тысяч рублей, то-гда и шопинг был, и финансовая свобода. Я очень надеюсь, что ситуация стабилизируется, и люди снова смогут комфортно отдыхать за границей. Но если есть деньги, можно ездить и сейчас – это только вопрос уровня доходов.

Между тем крупные игроки, в середине ноября активно распродававшие новогодние туры, говорят о затишье. «Спрос на период зимних каникул ниже, чем в прошлом году. Сколько потеряют туроператоры, будет зависеть от нескольких факторов, например, от ситуации в стране, – констатирует Игорь Лиманский, руководитель иркутского представительства туроператора «Tez Tour». – Люди менее охотно бронируют Новый год. Раньше новогодние туры активно уходили в конце ноября, а в середине декабря практически не было мест. Некоторые туристы, которые давно планировали отдых, увидели, как растёт доллар, и побежали срочно брать ноябрьские путёвки. Кто-то выжидает и старается не принимать поспешных решений». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры