издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разум, воплощённый в звуках

«Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим – той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит и волнует…»

Эти слова из рассказа Виктора Астафьева «Выстоять», прозвучавшие на презентации книги известного иркутского музыковеда, заслуженного артиста России, композитора Владимира Карпенко, можно сказать, предопределили пафос мероприятия, состоявшегося в зале у «белого рояля» в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Презентация, по замыслу автора и организаторов встречи, прошла в виде концертной программы «три века русской музыки». Под руководством «именинника» солисты инструментального ансамбля Иркутской филармонии исполнили произведения русских композиторов XVIII–XX веков – как известные, так и незаслуженно забытые. Специально для презентации Владимир Карпенко аранжировал для ансамбля «Балладу» иркутского композитора Л. Филашинова, которая, можно сказать, возродилась из небытия спустя много лет после её написания. К слову, вся программа концерта прозвучала в аранжировках Владимира Карпенко.

Закончился концерт, который вела музыковед Марина Токарская, музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель». И вновь вспоминается Астафьев: «Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено. Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле».

Думается, эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сборнику «О музыкальной культуре Иркутска XVIII–XX веков». Книга Владимира Карпенко – по сути, первое в Иркутске издание, затрагивающее вопросы исторического анализа явлений музыкальной культуры за три с лишним века (различные эпохи, направления, персонажи, музыкальные жанры и формы). Автору этих строк довелось в своё время (в 1987 году) писать о книге музыковеда и педагога Ирины Харкиевич «Музыкальная культура Иркутска». Её исследование было посвящено исключительно вопросам истории. 

Книга же Владимира Карпенко охватывает значительно более широкий круг вопросов и тем. В сборнике представлены статьи на исторические темы – «Из истории оперы в Иркутске», «Элиза Христиане в Сибири», «Сюита памяти отца», «Два имени – две судьбы», «Американец из Иркутска», «Открывая забытое имя». В некоторых из них анализируются музыкальные произведения с точки зрения их мелодики, гармонии, формы и фактуры. Статьи «О моноопере «Записки Марии Волконской» М. Шмотовой», «Особенности формообразования и развития в сонате для виолончели соло Цзо Чжень Гуана» (к проблеме «Музыкальный язык современной композиции: между Западом и Востоком»), «Заметки о разнотембровом трио» (на примере трио для скрипки, кларнета и фортепиано М. Шмотовой и И. Хейфеца) посвящены теоретическому анализу музыкальных произведений авторов, связанных с Иркутском.

Автографы для участников встречи

Привлекают внимание воспоминания о Марке Сергееве – известном поэте, писателе, историке, общественном деятеле, который на протяжении нескольких лет работал в качестве лектора-искусствоведа с ансамблем солистов Иркутской филармонии под руководством Владимира Карпенко. В статьях «О масштабно-тематических структурах в поэзии Марка Сергеева», «Особенности строения повести «Деньги для Марии» Валентина Распутина» и «Заметки о строении пьес Александра Вампилова» применение методики и инструментария музыковедческого анализа позволяет по-новому рассмотреть произведения литературы (поэзии, прозы и драматургии). В частности, в «Заметках о строении пьес Александра Вампилова» дан любопытный анализ главных произведений драматурга «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулим-ске», их драматургическая и конструктивная близость классическим операм XVIII–XX веков.

В статье «О программе дисциплины «Музыкальная культура Сибири», предмете, занимающем важное место в сибирских музыкальных вузах, автор предлагает свой вариант программы курса, несколько отличный от традиционного. Основу программы составляют три блока. Изучение творчества композиторов-классиков, имеющих сибирские корни (Шостакович, Шебалин, Денисов). Изучение творчества композиторов Новосибирска, Красноярска, Бурятии, Якутии, Тувы. Изучение творчества современных композиторов, ранее связанных с Сибирью (Шмотова, Хейфец, Пороцкий, Цзо Чжень Гуань, Карманов, Белова и др.).

Большая часть статей, отличающихся, по мнению специалистов, принципиальной новизной и неизученностью как в региональном, так и в российском музыкознании, была опубликована в материалах научных конференций, прошедших в Красноярске, Казани, Саратове, Новосибирске, Кемерове, Томске и Иркутске в 2010–2014 годах. 

Издание адресовано музыковедам, студентам высших и средних заведений искусств, культуры и педагогических вузов, специалистам в области литературоведения и истории, а также всем, кто интересуется вопросами развития музыкальной культуры.

Как тут не вспомнить Чайковского, музыка которого прозвучала в концертной программе: «Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей». Музыка – это язык души, это область чувств и настроений, это разум, воплощённый в прекрасных звуках – такой вывод напрашивается после ознакомления с книгой Владимира Карпенко, книгой, уже нашедшей своих благодарных читателей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры