издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Наблюдателю скучно жить»

Лучший ученик – 2014 рассказал о том, что считает для себя важным

  • Автор: Анастасия ДУБАСОВА

Победителем конкурса «Лучший ученик года» в этот раз был назван Данил Ковальский. Десятикласснику иркутского Лицея-интерната № 1 удалось стать первым среди 43 участников регионального этапа состязания. Парень рассказал, что до последнего не был уверен в том, что сумеет выиграть, так как боролся за победу с очень сильными конкурсантами.

– Конечно, в какой-то степени я всё же понимал, что у меня есть шансы стать победителем. И многие ребята мне говорили об этом. Кстати, они меня тем самым поддержали и внушили уверенность в себе.

– Ты подружился с участниками конкурса?

– Да! Огромный плюс, что нам всем вместе четыре дня пришлось жить в оздоровительном центре «Галактика». Было много командных испытаний, совместных тренингов, которые сплотили нас. Мы действительно стали одной семьёй. Если бы не такая обстановка, наверное, поубивали уже друг друга. Ведь здесь очень стрессовые испытания, все на встряске, поэтому необходимо с кем-то общаться и дружить.

– А вообще сложно ли было попасть на областной конкурс? 

– Скажу так: на городском конкурсе я уверено себя чувствовал, не особо волновался, обыграю я кого-то или нет. Но на областном всё намного труднее. Здесь очень сильные и очень талантливые участники, которые читают философию, которые побеждают в олимпиадах российского уровня. Даже не понимаю, как я вырвался вперед. 

– Как ты оцениваешь полученный опыт? Обнаружил ли в себе во время испытаний новые качества?

–  Скорее обнаружил недостатки, которые мне нужно устранить. На конкурсе ты понимаешь, что есть ребята, которые во многих областях лучше тебя. Когда ты общаешься с ними, тебе хочется на достойном уровне поддержать беседу. И в это время приходит понимание, что нужно развиваться, много читать, смотреть хорошее кино, увлекаться искусством. Участники конкурса своим примером мне доказали, что быть эрудированным – модно. Ты можешь свободно говорить на любую тему, можешь вести спор, грамотно аргументировать свои ответы. Это повышает уверенность в себе.

– Ты отмечаешь, что все конкурсанты имеют различные увлечений. А какие хобби у тебя?

У конкурса такая концепция: каждый участник выступает не сам за себя, а работает в сплочённой команде

– Я работаю моделью, занимаюсь единоборством, различными экстремальными видами спорта: сноуборд, прыжки с парашютом, прыжки с тарзанки. Занимаюсь художественным чтением и выступаю на конкурсах чтецов. Играю на ложках. Семь лет танцевал, особенно увлекался народными танцами. На конкурсе «Лучший ученик года» ещё и начал петь неожиданно для себя. 

– А в школе учишься как? Отличник?

– Нет, не отличник. Раньше был отличником, сейчас и четвёрки появились. Спектр интересов расширился, поэтому по некоторым предметам стал отставать. 

– Появились ли уже мысли, куда после школы будешь поступать?

– Насчёт поступления, честно, я не знаю. Потому что понял: планы быстро меняются. Но точно знаю, что пока останусь в Иркутске, здесь очень много знакомых и друзей. А потом, возможно, и перееду. Но сначала хочу в Иркутске всё сделать, всё взять и отдать, что можно. 

– Но всё же, кем бы ты себя  хотел видеть в будущем?

– У меня есть мечта открыть собственный салон мужской одежды. Сейчас я сам начинаю шить одежду, учусь этому. Больше всего мне близок классический стиль.

– У тебя столько интересов, занятий, не тяжело ли все это совмещать? 

– Нет. Просто жизненная позиция  у меня такая: проявлять себя нужно везде. Если ты живёшь, как наблюдатель, то это скучно, а если ты находишься в центре событий, это интересно, это и есть жизнь. 

А Саша Немчинов рассказал, что благодаря конкурсантам смог преодолеть барьер в общении с людьми. «Ребята научили меня дружить», – говорит Саша. На церемонии награждения, когда воспитанника кадетского корпуса объявили победителем, он в своей речи обратился к участникам: «Спасибо ребятам за их дружную компанию, за их юмор. Ни в одном лагере, ни в одном заведении, где мне доводилось бывать, я не встречал такого коллектива».

Один из организаторов конкурса Василий Тетерин объяснил, что борьба за первое место среди участников на конкурсе отсутствует неспроста. Изначально в основу «Лучшего ученика года» была заложена идея из конкурсантов сделать не соперников, а друзей. «В 2001 году в «Галактике» проводился слёт инновационных образовательных учреждений Иркутской области, – вспоминает Василий. – На нём детям поставили задачу подумать над тем, какой конкурс может стать подобием «Учителя года», только для школьников. И тогда ребятами была придумана именно такая концепция, когда каждый участник выступает не сам за себя, а работает в сплочённой команде. А затем уже сотрудники министерства образования и психологи доработали эту идею. В таком виде, в каком он сегодня, конкурс оформился с 2010 года. Те задания, которые идут в рамках конкурсной программы, придумывались в течение 9 лет. Всё это время велись поиски оптимальных решений. В итоге мы нашли ту золотую середину и тот вариант, который нивелировал и свёл конкуренцию на нет». 

Чтобы создать дружественную атмосферу, кроме индивидуальных конкурсных заданий для ребят проводят много испытания на умение работать в команде, устраивают коммуникативные тренинги, организуют беседы, которые настраивают конкурсантов на хорошие взаимоотношения. «Во многом человек, который сможет сориентироваться и найти взаимопонимание со своими, казалось бы, соперниками, выстроит отношения так, чтобы чувствовалось сотворчество, должен и победить», – уверен Василий Тетерин. 

«Ученик года» даёт возможность проявить себя

На конкурсе «Лучший ученик года», кроме умения работать в содружестве, есть ещё одно качество, которое, пожалуй, является самым важным в выборе победителей. «Самостоятельность в нестандартных ситуациях – вот залог успеха на этом конкурсе, – говорит председатель жюри. – Сейчас жизнь молодых людей стандартизирована. Есть вопросы, есть проблема, нерешённые задачи – всё можно найти в Интернете. Элемента самостоятельного действия остаётся немного. Человеку всё меньше по мере технических возможностей нужно что-то делать своими руками и думать своей головой. А здесь как раз собираются люди, которые в силу причин, о которых мы можем только догадываться, действительно способны к самостоятельности. И тот из них, кто может больше, чем остальные, оказывается в финале и, в общем-то, выигрывает этот конкурс». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры