издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Красивой аферы не получилось

Оригинальную схему хищения иномарок придумали и претворили в жизнь двое молодых людей, представших перед Свердловским районным судом Иркутска. Всеми подробностями своей аферы Александр Смолин и Павел Ивашкин (фамилии изменены) после задержания поделились со следователем, подписав досудебное соглашение о сотрудничестве. За две подделки официальных документов и подстрекательство в совершении третьей, а также за хищение четырёх иномарок путём обмана потерпевших Александр Смолин приговорён к трём годам лишения свободы. Срок его подельника, принимавшего активное участие в трёх аферах с автомобилями, оказался на год меньше. Суд наказал мошенников условно, посчитав, что ранее не нарушавшие закон и вполне благополучные молодые люди в возрасте 26-27 лет уже не вернутся на криминальную тропу.

Липовые ксивы

Метод Смолина состоял в том, чтобы брать в аренду иномарки, составляя с собственниками договоры по поддельным паспортам и водительским удостоверениям. После чего машины уже не возвращались к хозяевам: через регистрационную службу ГИБДД они оформлялись на других владельцев, использующих опять же фальшивые документы, а потом продавались на авторынке законопослушным гражданам. В этом криминальном дуэте Александр Смолин – недо-учившийся студент, работающий электролизником в ЗАО «Смена» – был идейным вдохновителем и организатором афер. А его товарищ Павел Ивашкин, руководитель отдела продаж в ООО «Байкальские макароны», в свободное от основной работы время вешал лапшу на уши владельцам иномарок. Он выступал в роли арендатора, пользуясь при этом поддельным паспортом на фамилию некоего Смирнова.

Началось всё с того, что в начале 2013 года Александр Смолин купил у тёмных личностей, пожелавших остаться неизвестными, паспорта граждан России, видимо, утерянные или похищенные. А потом нашёл «маклера», изготовившего на каждую из шести фамилий комплект необходимых для афер липовых документов. С третьей страницы паспорта гражданина Российской Федерации снималась ламинаторная плёнка и на место снимка предыдущего владельца вклеивалась фотография нового. Так Ивашкин стал Смирновым, Смолин – Арбодоевым, ещё один их подельник, не установленный следствием, – Зубаировым. В комплект липовых документов входила также фальшивая «корочка», дающая право управления транспортным средством. Для этого в бланк, скопированный в Интернете, вклеивалась фотография, например, Ивашкина-Смирнова, указывались дата и орган, якобы выдавший водительское удостоверение, – РЭО Иркутска. Эти данные заверялись сканированным оттиском печати ГИБДД Иркутской области. Смолин вскоре и сам освоил криминальную профессию «маклера», смастерил даже водительские права на свою собственную фамилию. 

Арендованный конь ускакал

После подготовительного этапа подельники приступили к исполнению самих мошеннических замыслов. В Интернете и газетах они находили объявления владельцев автомобилей, желающих передать своего железного коня в аренду. Схема хищения сложилась не сразу. Поначалу Смолин заключил договор на временное пользование «Тойотой Вистой» на своё настоящее имя, уже отдал арендную плату и внёс необходимые сведения в страховой полис ОСАГО. Но потом товарищи хорошенько подумали и переиграли сделку: уже заключённый договор расторгли, вместо него на тех же условиях подписали новый – по липовым документам на фамилию Смирнова. За 40 дней пользованиями чужой машиной начинающие мошенники заплатили 5  тысяч рублей, прекрасно понимая, что хозяин уже не увидит свою иномарку, цена которой превышает 183 тысячи. После чего всё тот же не установленный следствием подельник аферистов, явно имеющий отношение к полиции, через межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автомототранспорта ГИБДД Иркутской области получил дубликат якобы утерянного паспорта автомобиля «Тойота Виста». Теперь машина была зарегистрирована уже на нового собственника: всплыл ещё один фиктивный документ – договор купли-продажи между настоящим хозяином «Тойоты» и покупателем, которого нашли мошенники.

Провернув эту операцию, подельники вышли через объявление в газете на  следующую жертву – ангарчанку, пожелавшую сдать в аренду свою «Тойоту Марк – 2». И опять при подписании договора в ход пошли липовые документы на Смирнова со вклеенной фотографией Ивашкина, после чего появился на свет фальшивый паспорт транспортного средства, оформленный на нового владельца. Впоследствии украденная машина была выставлена на авторынке в предместье Рабочем областного центра, и её купил ничего не подозревавший иркутянин, передав в качестве оплаты свой «Ниссан Скайлайн» стоимостью более 230 тысяч рублей и 40 тысяч налички в придачу. 

Таким же образом в сентябре 2013 года в число жертв аферистов попала  хозяйка автомобиля «Ниссан АД». От Смирнова, под которого рядился Ивашкин, женщина, как и остальные потерпевшие, получила 5 тысяч рублей в качестве платы за аренду автомобиля, и отдала махинатору ключи на иномарку ценой более 158 тысяч.  

Посыпали голову пеплом

Подсудимые ходатайствовали о том, чтобы производство по их делу проводилось в особом порядке – без рассмотрения доказательств и вызова свидетелей. Оба полностью признали вину, раскаялись и всячески помогали раскрыть совершённые ими преступления. Причём поведали даже об эпизодах, следствию неизвестных. Кроме того, заключили досудебные соглашения о сотрудничестве. Прокурор удостоверил в своём представлении: подельники выполнили взятые на себя при этом обязательства, активно содействуя следствию. 

Александр Смолин признался в семи преступлениях: три из них, связанные с подделкой документов, направлены против порядка управления, остальные посягают на собственность и считаются более тяжкими. Павел Ивашкин совершил три мошенничества в группе лиц по предварительному сговору. Подсудимые ещё в ходе предварительного следствия добровольно возместили часть нанесённого жертвам имущественного ущерба. Все гражданские иски потерпевших Смолин и Ивашкин признали безоговорочно, оставшись должны в общей сложности около 300 тысяч рублей.

Получив соответственно три и два года условного наказания, они поступили на этот срок под надзор инспекторов уголовно-исполнительной инспекции. Впрочем, Александр Смолин успел на себе испытать, что такое  реальное лишение свободы: под стражей, на нарах следственного изолятора идейный вдохновитель афер провёл до суда целый год.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры