издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охранная грамота

Регион приступил к инвентаризации памятников природы

В рамках реализации региональной государственной программы «Охрана окружающей среды на 2014–2018 годы» в Иркутске выпущена в свет информационно-просветительская брошюра «Памятники природы регионального значения». Несмотря на кажущуюся обыденность мероприятия – издана не книга, не роскошный фотоальбом, а «всего лишь» брошюра, скорее даже буклет в форме иллюстрированной брошюры, описывающей 25 уникальных природных объектов, – не случайно в презентации информационного издания, которая состоялась в областной юношеской библиотеке имени Иосифа Уткина, сочли важным принять участие министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук, учёные, представители федеральных надзорных структур, наиболее крупных и активных природоохранных общественных организаций, опытные туристы, альпинисты, спелеологи, работники особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и просвещения.

В зал библиотеки, который до начала мероприятия казался довольно просторным, пришлось вносить дополнительные стулья из рабочих кабинетов сотрудников. А в итоге обычная презентация стихийно переросла если не в экологическую конференцию, то как минимум в общественную природоохранную дискуссию. В продолжение неформального разговора о проблеме сохранения уникальных природных объектов Иркутской области, начатого… более 30 лет назад.

Ещё где-то в конце семидесятых годов прошлого века Иркутское отделение Всероссийского общества охраны природы (ВООП), откликнувшись на предложения туристов-пешеходников и прежде всего убедительные доводы путешественника и фаната Байкала Валентина Брянского, выступило с ходатайством перед Иркутским облисполкомом о придании официального статуса памятника природы нескольким десяткам уникальных природных объектов. Пакет исходных документов энтузиасты подготовили за счёт собственных средств и в личное, свободное от основной работы время. А в итоге с 1981 по 1989 год решениями исполкома Иркутского областного Совета народных депутатов 79 природных достопримечательностей, расположенных в Иркутской области, приобрели статус памятника природы, а вместе с ним высокое покровительство и охрану государства. Правда, совсем ненадолго, потому что государство очень скоро рухнуло. 

Перестройка. Шоковая терапия. Кризисы, инфляция, дефолт… Какая уж тут охрана достопримечательностей, самим бы выжить.

– С тех пор земельное, природоохранное законодательство и сопутствующие нормативные акты претерпели значительные изменения, – говорит участникам презентации Олег Кравчук, министр природных ресурсов и экологии Иркутской области. – Остро встал вопрос, чтобы наши памятники природы приобрели современную законодательную основу. Поэтому в рамках государственной программы области «Охрана окружающей среды на 2014–2018 годы» нами были запланированы мероприятия по инвентаризации памятников природы по всей Иркутской области. 

Современная региональная власть, может быть, и не вспомнила бы сегодня о решениях своих предшественников, если бы не активность природоохранной общественности. Если бы Иркутское отделение Всероссийского общества охраны природы не продолжало работу, начатую «в прошлой жизни». И если бы не подключившееся к этой работе молодое (образовалось в 2011 году), но очень активное некоммерческое партнёрство «Защитим Байкал вместе», сумевшее добыть не­много денег на приобретение резиновой лодки, палатки и навигатора GPS, без которых обследование и подготовка исходных документов для многих байкальских объектов просто невозможны.

– Конечно, мы эту работу продолжаем, – говорит Вера Шлёнова, председатель Иркутского отделения ВООП. – Мы её не прекращали даже в самые трудные времена, когда никакого финансирования не было и быть не могло. Всё держалось на энтузиазме таких людей, как Александр Григорьевич Райспер. Ему не надо ничего. Лишь бы выкроить немножечко свободного времени, да чтобы жена отпустила. И он помчится туда, куда надо. И вот Татьяна Михайловна Бычкова – без размышлений сядет с коллегами, такими же энтузиастами, на какую-то случайную лодку и – по Иркуту, на какой-то остров, на какой-то берег несутся, чтобы посмотреть, как там чувствуют себя орхидные растения… О таких людях – их очень много – тоже надо бы успевать издавать книжки и брошюры.

Многие из тех, о ком «надо бы успевать писать брошюры», своим энтузиазмом и общественным напором принудившие ещё те, советские, и сегодняшние власти взять под охрану государства неординарные природные объекты, находятся в зале. Они пришли не за ласкающими слух тёплыми словами в свой адрес, а для того, чтобы высказать свои сомнения, соображения, выводы о продолжении работы в новых условиях. 

Сомнений оказалось много. Больше, чем хотелось бы. Та же Татьяна Михайловна Быченко, учёный-ботаник, которая даже на дырявой лодке готова была переправляться по Иркуту на удивительный, уникальный в ботаническом плане остров Берёзовый. С 1988 года она ведёт там мониторинг за популяциями сразу одиннадцати (!) видов орхидных. Каждый год приезжала, считала, измеряла, фотографировала… Это фантастика! На локальной, ограниченной водой территории было выявлено аж 15 видов растений, включённых в Красную книгу Иркутской области, в том числе семь – в Красную книгу России. Пока никто не знал, что на острове растёт столько растений удивительной красоты, орхидеи цвели и процветали. Но когда Татьяна Михайловна, чтобы уберечь удивительное природное богатство от случайного уничтожения, пошла по инстанциям с предложением создать здесь ботанический заказник, тайна была раскрыта. Нашлись люди с коммерческой жилкой, захотевшие превратить природное богатство в личное.

– Теперь ничего не осталось, – с грустью говорит Быченко. – В 2013 году остров практически сгорел. Надо знать менталитет. Если ты покажешь, где растут красивые растения, их за одно лето вынесут, чтобы продать за бутылку пива. 

Скала Малая Колокольня

Владимир Тракай, краевед, представляющий шелеховский клуб «Наследники», с удовлетворением – «наконец-то!» – отметил участие и поддержку министерства природных ресурсов области в проведении полевых работ по инвентаризации памятников природы. Но главное в другом. Пару лет назад, приняв участие во всероссийской программе «Деревья – памятники живой природы», Владимир Фёдорович обнаружил на одном из байкальских притоков растущий кедр необычных для наших мест размеров. Диаметр ствола – 1 м 70 см! В обхвате – 5 м 40 см! Дерево, по словам Владимира Фёдоровича, уже внесено в национальный реестр, а нам осталось принять решение о присвоении кедру официального статуса памятника природы для обеспечения его максимальной защиты со стороны государства. 

Кедр, да ещё таких размеров, с орхидеей не сравнить. Его просто так не то что за пиво, даже за бутылку коньяка из леса не вынесешь. И тем не менее…

– Пожалуйста, не указывайте координаты дерева! – воскликнул с места Пётр Болданов. – Иначе через год на нём появятся надписи, сделанные топором.

Тревога заслуженного путешественника России не случайна. Признавшись, что ему «приятно смотреть на людей, влюблённых в природу», он в то же время посетовал, что его любимый мыс Хобой, один из 79 официальных памятников природы, на глазах теряет свою самобытность. Раньше к нему можно было пройти только пешком, теперь так называемые туристы проезжают на джипах. В итоге берег засыпан бутылками и прочим мусором. И на шишкинских писаницах со­временных автографов становится больше, чем древних рисунков.

– Вижу, что мы временами производим эффект от-ри-цательный!!! – сделал Пётр Болданов «мягкое» заключение, выдав истинное настроение лишь множеством восклицательных знаков, поставленных интонацией. 

– Памятники природы – это одна из категорий особо охраняемых природных территорий, и, как показывает практика, в сравнении с другими это наименее защищённая форма, – говорит Татьяна Калихман, доктор географических наук. Она, в отличие от большинства присутствующих, занимается проблемами памятников природы не только по душе, но и по профессии. Изданная брошюра – это в том числе плод и её научной профессиональной деятельности.

– Когда этим объектам официально присваивался статус памятников природы, земельные вопросы вообще никакой практической роли не играли в нашей жизни, – говорит Татьяна Петровна. – Но теперь выясняется, что благодаря общественной инициативе созданы они были очень вовремя и прямо влияют на принятие сегодняшних решений. 

В качестве живого примера «вот прямо из сегодняшней ситуации» Татьяна Калихман рассказала об относительно недавнем проведении общественных слушаний, «к организации которых есть серьёзные вопросы», в Слюдянке по поводу строительства объездной автомобильной дороги вокруг города. Из нескольких предполагаемых вариантов муниципальная власть выбрала тот, что проходит по берегу Байкала, в 30–60 метрах от уреза воды, и «режет» на две части Слюдянское озеро. Но оно, озеро, благодаря произрастанию здесь редкой для Иркутской области популяции ириса уже имеет статус ботанического памятника природы. 

– Вот благодаря тому, что этот статус уже есть, мы можем, по крайней мере, оспорить результаты такого непонятного решения, – считает гео­граф. 

По словам Татьяны Калихман, это теперь тем более важно, что в результате инвентаризации этого памятника уже в рамках современной государственной областной программы по охране окружающей среды выяснилось: озеро ценно не только ирисом сглаженным, но и своей ролью в сохранении гидрологического режима озера Байкал. Оно выступает своеобразной губкой, которая впитывает в себя загрязнения, стекающие с гор. Плюс ещё один редкий ботанический вид – кувшинка чисто-белая. Плюс водоплавающие птицы…  

– Эта брошюра – не финал работы, а лишь её небольшой промежуточный итог, – рассказывает Олег Кравчук, министр природных ресурсов. – Это первое информационно-справочное издание, цель которого – известить население, что такая работа ведётся. На нынешний год у нас намечен следующий этап по инвентаризации оставшихся памятников природы, получивших законодательную основу в восьмидесятых годах прошлого века. К концу года, если всё у нас сложится с финансированием нормально, предполагается выпустить вторую часть справочного буклета. А итоговая наша идея – издать все собранные материалы о памятниках природы в отдельном хорошем буклете с хорошей поли­графией. Но это, наверное, уже в следующем году. 

Мыс Дыроватый

Назвав идею издания большого буклета или фотоальбома итоговой, Олег Кравчук, похоже, просто оговорился. Из его слов понятно, что новое информационно-просветительское издание, каким бы большим оно ни оказалось, не завершит работу, начатую в прошлом веке и продолженную в соответствии с действующей сегодня государственной областной программой. В прошлом году, по словам министра, впервые за несколько последних десятилетий решением правительства Иркутской области статус памятника природы регионального значения присвоен совершенно новому объекту – Баторовой роще в Аларском районе. Формируется для тщательного изучения список других перспективных достопримечательностей. 

– На очереди придание статуса памятника природы другим уникальным объектам, – ответил Кравчук на вопрос из зала. – Слава богу, у нас на территории Иркутской области их достаточно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры