издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Системный подход

В новом году иркутская мэрия обещает продолжить борьбу за улучшение качества услуг общественного транспорта

Уровень обслуживания в общественном транспорте Иркутска давно вызывает недовольство горожан. Прислушавшись к мнению населения, депутаты городской Думы внесли в повестку заседания от 28 января вопрос о состоянии и мерах по развитию общественного транспорта в столице Прибайкалья. С докладом перед чиновниками выступила начальник управления транспорта комитета городского обустройства Юлия Гордина.

Ежегодно общественный транспорт в Иркутске перевозит около 100 млн человек. Нагрузка на муниципальных и частных перевозчиков приходится примерно одинаковая, говорит Гордина, отмечая, что с небольшим перевесом лидируют муниципальные предприятия. На их долю выпадает около 52% городского пассажиропотока – 49,6 млн человек. Большую часть этой цифры составляют пассажиры электротранспорта – трамваев и троллейбусов – 31 млн человек. 

– По сравнению с аналогичным периодом прошлого года у нас увеличилось число трамвайных маршрутов. Вместо шести их стало семь, организован дополнительный маршрут № 6 «Солнечный – Волжская». Также возросло число автобусных маршрутов  – с 29 до 33, – рассказывает Юлия Гордина.

Сегодня парк двух муниципальных перевозчиков –  «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгорэлектротранса» – составляет 326 единиц транспорта, где насчитывается 190 автобусов (из них  79 большой вместимости,  86 средней и  26 малой), 58 трамваев, 78 троллейбусов. «В последние годы увеличение числа автобусов касается машин большой и средней вместимости – их доля по сравнению с малогабаритным транспортом растёт, – отмечает начальник управления транспорта городской администрации. – В 2014 году на линию выходили в среднем  124 муниципальных автобуса, 44 трамвая, 60 троллейбусов». Соперничали с ними на городских дорогах около 1200 коммерческих автобусов.

Как показывают цифры, пока муниципальные предприятия не могут конкурировать с частниками по числу подвижного состава. Упор делается на сравнительный комфорт и безопасность. «На эти цели из бюджета выделяются субсидии – так, «Ирутскавтотранс» в прошлом году получил 104 миллиона рублей, а «Иркутскгорэлектротранс» – 95 миллионов», – говорит Гордина. Ежегодно оба МУПа занимаются обновлением своего парка – только за 2013 год они обзавелись 23 автобусами большой и средней вместимости, 22 – малой и восемью новыми троллейбусами. При этом дополнительные денежные вливания муниципальным перевозчикам по-прежнему нужны – 85 автобусов и 24 троллейбуса имеют истекший срок амортизации, 50 трамваям необходим капитальный ремонт, утверждает Гордина.

Количество пассажиров для муниципального транспорта обусловлено возможностью льготного проезда. Ни один из 132 частных перевозчиков подобных услуг не оказывает. При этом претензии потребителей к качеству коммерческих перевозок постоянно растут. Ещё в прошлом году неудовлетворительный уровень частного транспорта привёл администрацию к решению ввести систему лицензирования на автобусных маршрутах. «Изменилось законодательство: был составлен реестр, куда были внесены маршруты, которые обслуживают частные компании. В рамках заключённых с ними договоров мы определяем количество подвижного состава, необходимого на маршрут, его вместимость, интервалы движения, – рассказывает Юлия Гордина. – Впервые за восемь лет мы начали привлекать перевозчиков для заключения договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок. За период с октября 2014 года по настоящее время управлением транспорта заключены договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок с 16 перевозчиками на восьми автобусных маршрутах». Эту работу планируется продолжить и дальше – только в первые три месяца 2015 года администрация обещает заключить договор на 16 регулярных автобусных маршрутов. 

Кроме них планируется запуск экспериментальных маршрутов. Суть их в том, что мэрия на два месяца заключает договор с перевозчиком на осуществление пассажирских перевозок в определённом направлении. Спустя отведённые 60 дней выносится решение о том, стоит ли запускать новый маршрут. Так, перевозчиков планируется привлечь к следующим экспериментальным автобусным маршрутам: «Аэропорт – НИ ТЭЦ» (в обратном направлении маршрутки поедут через Академический мост), «ул. Томсона – 5-й Советский переулок – ул. Розы Люксембург – ул. Томсона» и «Центральный рынок – Китай-город».

Все эти изменения будут проведены в рамках концепции транспортного развития города. Следуя ей в 2015 году власти намерены не только повысить качество транспортных услуг, но и провести анализ пассажиропотока. «Это связано с увеличением жилой застройки», – поясняет Гордина. Кроме этого планируется благоустройство 46 остановочных пунктов и обследование дорожных условий по центральным улицам, чтобы оценить их пропускную способность и загруженность дорожной инфраструктуры.

Повлияют ли изменения политики в отношении общественного транспорта на цену проезда, пока сказать рано. Какое решение вынесет служба по тарифам, никто сказать не может, хотя давление перевозчиков с требованием повысить плату растёт с каждым годом. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры