издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Светлые перспективы Усолья

Дорожники обещают к июлю благоустроить участок федеральной трассы М-53

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Через Усолье-Сибирское проходит 12-ти километровый отрезок Московского тракта. Здесь появятся «умное» освещение, современные пешеходные переходы и, впервые в Иркутской области, дорожные знаки с функцией обратной связи с водителем. ФКУ «Упрдор» «Прибайкалье» уже несколько лет проводит мероприятия по благоустройству федеральных дорог, проходящих по территории населённых пунктов, применяя при этом инновационные технологии, которыми не могут похвастать дорожники соседних регионов.

Город должен светиться изнутри

Федеральные трассы в Иркутской области довольно часто пересекают населённые пункты. Главные магистрали проходят как через крупные города, так и через небольшие посёлки и деревни. Вопрос благоустройства трассы на этих участках требует отдельного внимания. С одной стороны, федеральная дорога фактически кормит местное население: здесь активно развивается бизнес придорожных кафе, автомастерских, шиномонтажек и гостиниц. С другой стороны, большая магистраль, по которой днём и ночью движутся не только легковые автомобили, но и многотонные большегрузы, несёт опасность для жителей. На таких пешеходных переходах, к сожалению, нередко сбивают людей, на аварийно-опасных перекрёстках происходят автомобильные аварии. 

Чтобы сократить печальную статистику, в населённых пунктах в рамках программы «Росавтодор» проводится благоустройство федеральных дорог. Второй год упрдор «Прибайкалье» приводит в порядок одну из самых сложных точек на пути следования трассы М-53 (Р-255) «Байкал» – город Усолье-Сибирское. 

По словам ведущего инженера отдела организации работ по ремонту, содержанию, сохранности автодорог и безопасности  дорожного движения ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Марины Скажутиной, к концу июля этого года дорожники должны благоустроить 12,5 километров федеральной дороги в городе. Пожалуй, самое главное – здесь сделают «умное» освещение. В прошлом году дорожники успели осветить один километр трассы.  Ещё 9,5 километра дороги предстоит осветить в этом году. Проект выполняется  по программе Федерального Дорожного Агентства «Обустройство дорог федерального значения в рамках безопасности повышения дорожного движения». 

На всём протяжении трассы в городе планируется установить 123 металлические и 233 железобетонные опоры. На некоторых опорах разместят по два светильника, всего в июле здесь заработает 363 светильника с натриевыми газоразрядными лампами. Они признаны одними из самых эффективных 

электрических источников света. Кроме того, такие лампы отличает долгий срок службы – до 28,5 тысячи часов. Для сравнения: лампы накаливания в среднем служат 1000 часов. Светодиодное оборудование более долговечно (может работать 36–72 тысячи часов в зависимости от разновидности), однако его стоимость несопоставима с натриевыми лампами. Между тем с начала года цены на осветительную продукцию весьма выросли.

Не поскупились дорожники на облике дорожного освещения. «В городской застройке установим металлические световые опоры. Во-первых, они более  эстетично выглядят. Мы всё же стремимся облагородить город, украсить его. Железобетонные опоры установим только в западной части Усолья, где находится промзона. Во-вторых, металлические опоры менее травмо-опасны в случае ДТП. Федеральная трасса проходит по центру города, где оживлённое движение и, к сожалению, высокая вероятность автомобильных аварий», – рассказала Марина Скажутина. Специалист добавила: для безопасности вдоль магистрали в этом году установят девять километров барьерного ограждения. 

Светильники будут «умными»  –  к ним подсоединят пускорегулирующие аппараты «Эпран». Это позволит дорожникам контролировать работу каждой лампочки с помощью специальной программы. «Конечно, допускается определённый процент негорения. Но если, например, подряд две лампы погаснут, мы в рамках эксплуатации их заменим. К тому же на все светильники у нас есть гарантия: три года от момента сборки всей системы подрядчик несёт ответственность», – отметила Скажутина. 

Кроме того, в Усолье-Сибирском будет установлена автоматическая система освещения «Горсвет». Как по­яснила Марина Скажутина, на дорогах Приангарья устанавливаются две системы: «Кулон-Д» фирмы «Сандрекс» и «Горсвет». Автоматика позволяет регулировать насыщенность света. В сумерки фонари должны светить ярко, в ночное время с двух до четырёх утра, когда на дорогах практически нет пешеходов, свет можно и притушить. Такой распорядок отвечает требованиям энергоэффективности. Именно поэтому дорожники при капитальном ремонте или благоустройстве дорог в проект закладывают такие достаточно дорогие системы.

«Система «Горсвет» хороша тем, что фонари включаются не по графику, который нужно предварительно заложить, с учётом зимней и летней активности солнца. «Горсвет» позволяет автоматически реагировать на погодные условия. Например, когда горели леса в Братске, видимость в городе была плохой, мы включали данную систему, она автоматически подстраивалась», – пояснила Марина Скажутина. 

Инновации на страже порядка

На магистралях Иркутской области установлены 72 видеокамеры, они позволяют дорожникам в режиме онлайн контролировать состояние федеральных автомобильных трасс. Данные с видеокамер не направляются в ДПС

В последние годы на федеральных трассах Иркутской области дорожники внедряют различные инновации. Так, в прошлом году на разделительной полосе  наиболее аварийных участков федеральной автомобильной дороги А-331 «Вилюй» было установлено тросовое ограждение. По словам специалистов Упрдор «Прибайкалье», сегодня тросовое ограждение уже доказало свою эффективность. Оно обеспечивает безопасность для транспорта, водителей и пассажиров за счёт высокого энергопоглощения. В  случае наезда автомобиля на ограждение возможное столкновение со встречным автомобилем происходит уже при существенной потере энергии и по касательной, что значительно снижает тяжесть последствий. Вероятность лобового столкновения на таких участках трассы чрезвычайно низкая, пояснили в пресс-службе ведомства. Важно, что конструкция тросовых ограждений не способствует образованию снежных заносов, не мешает очищать дороги. К тому же после повреждения такое оборудование легко восстанавливается.  

Федеральная автомобильная дорога «Вилюй»  в  прошлом году стала площадкой ещё одного интересного и полезного эксперимента. Здесь на аварийно-опасном участке «Братск – Падун» установили уникальные для дорог Приангарья противоослепляющие экраны. По конструкции они представляют собой плоские стоечные защитные элементы, установленные на барьерном дорожном ограждении на разделительной полосе. Расстояние от верхнего края защитного элемента экрана до поверхности разделительной полосы составляет два метра. Элементы противоослепляющих экранов выполнены из антикоррозийных материалов. По словам специалистов дорожного ведомства, технология себя уже оправдала. После более длительного наблюдения будет подниматься вопрос о дальнейшем распространение опыта.

Участок федеральной трассы М-53 (Р-255) в Усолье-Сибирском тоже станет площадкой дорожного эксперимента. Здесь помимо 42 светодиодных знаков «Пешеходный переход» на аварийных участках появятся четыре знака ограничения скорости с функцией обратной связи с водителем. На данных знаках установлены радары, которые определяют скорость движения автомобиля и выводят её на табло, информируя водителя о том, превышает он максимально допустимую скорость движения или нет. Подобные знаки положительно себя зарекомендовали в соседних Красноярском  и Забайкальском краях.

«В Санкт-Петербурге проводились исследования, которые доказали большой процент гашения скорости перед инновационными знаками. В Питере такие знаки устанавливали перед мостами, тоннелями. В Усолье знаки появятся  на аварийно-опасных участках с высокой концентрацией ДТП,  на опасных пешеходных переходах. Такие знаки могут работать в автономном режиме от солнечных батарей. Сейчас обсуждается вариант конструкции. Возможно, мы к ним всё же подведём электричество. Солнечные батареи в нашем регионе оправданны, но они часто становятся объектами атак вандалов», – рассказала Марина Скажутина. 

К сожалению, в Приангарье уже есть факты хулиганства с видеокамерами  на дорогах. Например, с прошлого года на сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения для повышения безопасности дорожного движения ведётся установка постов  автоматизированной системы метеорологического обеспечения. Помимо метеостанций, вдоль трасс устанавливают оборудование для видеонаблюдения. Приборы охватывают зону радиусом 30 километров. В настоящее время на федеральных дорогах Иркутской области установлены 48 постов метеорологического контроля, 72 видеокамеры, которые  располагаются на автомобильных трассах «Вилюй» (в Братском и Усть-Кутском районах), на М-53 «Байкал» (в Куйтунском, Усольском районах, на обходе Иркутска) и М-55 «Байкал» (в Шелеховском и Иркутском районах). Как пояснили в пресс-службе ведомства, данная технология  позволяет оперативно получать текущие данные и кратковременный прогноз о метеоусловиях, конт­ролировать состояние дорожного покрытия и оперативно реагировать на снегопады, вовремя обрабатывать его противогололёдными материалами. Данные, собранные этой системой видеофиксации, также не направляются в ДПС. 

Между тем автомобилисты, у которых установлена так называемая система «Антирадар», замечают камеры, пытаются их сломать, дорожники даже фиксируют случаи, когда водители расстреливали оборудование системы видеофиксации. Марина Скажутина подчеркнула: данные с радара на дорожных знаках не буду передаваться ГИБДД или полиции. Инновации на дорогах появляются не с целью наказывать нарушителей правил движения, а для повышения безопасности на трассе, для комфорта автомобилистов и их пассажиров.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры