издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кинопремьеры

Чёрный Бендер

В плутовской комедии «Фокус» суперзвёздным Уиллом Смитом сделана спорная попытка попробовать себя в новом амплуа – утончённого бонвивана и великого комбинатора. 

«Фокус» (Focus) (18+).

Режиссёры Гленн Фикарра, Джон Рекуа.

США, 2015.

Однажды большой зрелый плут Ники (Уилл Смит) познакомился с Джесс (Марго Робби), плутовкой помоложе и поменьше калибром. Так начинаются близкие взаимоотношения двух прирождённых мошенников – сначала чисто профессиональные, а затем и любовные. Ученица оказалась более чем достойной своего учителя, но после удачного проворачивания аферы на футбольном турнире в Новом Орлеане Ники неожиданно бросает Джесс. Конечно, предварительно он оставил причитающийся девушке гонорар в несколько сотен тысяч, но та всё равно считает себя смертельно обиженной. 

Случай поквитаться с самонадеянным аферистом, которому якобы никто в целом свете не нужен, представится Джесс через три года. Её с Ники пути снова пересекаются в Буэнос-Айресе, на громком автогоночном состязании. Только теперь между ними встаёт горячий латиноамериканский богатей (Родриго Санторо), на котором Ники желает разжиться и на которого Джесс, кажется, имеет серьёзные матримониальные виды. 

Судя по «Фокусу», Уилл Смит вступил на тот виток карьеры, в котором артисты, пробиваясь сквозь череду экспериментов, пытаются увидеть (но главное – показать) себя в каком-то новом качестве. Не больно-то удавшимися экспериментами можно назвать две предыдущие картины со Смитом («После нашей эры» и «Любовь сквозь время»), хотя в них Уилл выступал в общем-то в привычном для себя амплуа. «Фокус» – вроде бы заведомо «зрительский» фильм, но рискованный именно в отношении кардинального отхода мистера Смита от своего коронного образа. 

Этот процесс, однако, был неизбежен, и хвала Уиллу, что он не стал с ним затягивать. В конце концов артисту стукнуло 46 – играть в таком возрасте сплошных «людей в чёрном» да «плохих парней» уже несколько не с руки. Озадачивает лишь сам выбор Смитом для перезапуска своей карьеры именно такого проекта, как «Фокус». Закрадывается подозрение, что Уилл видит себя в недалёком будущем кем-то вроде Джорджа Клуни – моложавым джентльменом, из фильма в фильм шагающим в сопровождении хороших друзей и прекрасных дам в поисках больших денег и легкомысленных приключений. 

Увы, «Фокус» слишком отчётливо даёт понять, что Джордж Клуни из Уилла Смита не получился. Фильм этот и сам по себе слабоват. В исполнении Смита все фокусы в «Фокусе» выглядят вторичными. 

Зато смитовская партнёрша Марго Робби достаточно хороша и весьма уместна в «Фокусе». Доселе эта барышня была известна лишь по фильму Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», но уж зато там она запомнилась всем и каждому. Однако нельзя не заметить: насколько Робби была органична в дуэте с Ди Каприо, настолько же нелепо она смотрится в роли пассии Уилла Смита. Штука в том, что «Фокус» – первая работа в  фильмографии Смита, где предусмотрено место для главной женской роли. До этого все женщины в смитовских картинах были фигурами второстепенными, чуть ли не условными. Но уж в жанре авантюрного кино про аферистов без женщины никуда. Так что попытка вхождения Уилла Смита в непривычный ему жанр – либо его просчёт, либо всё-таки осознанная ломка стереотипа. 

Если остановиться на последнем предположении, придётся признать, что Смиту не удалось сломать главного – самого себя. Он как был, так и остался артистом-эгоцентристом, гораздо лучше чувствующим себя в окружении компьютерных роботов и инопланетян, нежели живых людей (пусть даже красивых девушек). Героя-любовника из Уилла точно не вышло. Но ведь и аферист, не способный быть обольстителем, – это решительно невозможное допущение. Вряд ли Смит рискнул бы сегодня сняться в стопроцентной мелодраме, однако он забыл о том, что мелодраматический элемент вообще-то играет важную роль во всех жанрах, кроме боевика и комикса. Фокус с «Фокусом» не вышел, но остаётся ещё много не опробованных Уиллом канонов. Поживём – посмотрим.

Маманя-комбат и шеренга девчат

Ура-патриотическая драма из истории Первой мировой войны «Батальонъ» не вполне убедительно переносит пафос известного фильма «Солдат Джейн» на русскую почву. 

«Батальонъ» (12+).

Режиссёр Дмитрий Месхиев.

Россия, 2014.

Почти все зрители признают игру Марии Ароновой очень удачной, но почти никто не считает удавшимся сам фильм

Весной 1917 года Временное правительство было чрезвычайно взволновано постоянными неприятными донесениями с фронтов Первой мировой войны. Из этих донесений следовало, что русские солдаты поголовно распустились: офицеров ни во что не ставят, с немцем братаются и сутками напролёт глушат горькую. Наконец, в июне Керенский (Марат Башаров) не выдерживает и отдаёт своё очередное вздорное распоряжение: сформировать и отправить на передовую батальон, состоящий из одних женщин. Это ответственное дело поручается старшему унтер-офицеру Марии Бочкарёвой (Мария Аронова), находящейся на фронте с самого начала войны. Так на свет появится «женский батальон смерти» – тот самый, что вместе с юнкерами будет защищать от большевиков Зимний дворец во время Октябрьской революции. 

Фильм под рабочим названием «Комбат Мария» (по аналогии с «Солдатом Джейн») был спродюсирован Фёдором Бондарчуком и Игорем Угольниковым. Поэтому из «Батальона» получилось нечто среднее между сомнительным бондарчуковским «Сталинградом» (2013) и замечательной угольниковской «Брестской крепостью» (2010). Впрочем, ещё больше «Батальонъ» походит на прошлогодний «Солнечный удар» Михалкова: и время действия почти совпадает, и настроения транслируются примерно одни и те же. 

В «Солнечном ударе», как известно, чередуются события 1907 и 1920 годов. Однако гораздо больше Михалкову удалась именно та часть фильма, где про 1920-й (а значит, и про революцию, противостояние большевиков и белогвардейцев и т. д.). Действие «Батальона» не выходит за рамки лета 1917 года, но повествование будто продолжается там, где закончил Михалков. Те же краски (серые), те же декорации (унылые), та же интонация (депрессивная) и те же идеи (конечно, белогвардейские). Только лица другие – вместо мужских преимущественно женские. Впрочем, в одинаковой форме, без волос и косметики, «солдатки» неотличимы от солдат. 

Тем не менее «Батальонъ» резко выбивается из привычного военного кино самой своей темой – одно-временно простой и жуткой, не слишком приятной, но довольно любопытной: женщина на войне. Тема эта, конечно, заведомо завлекательная, сенсационная, однако же чреватая проявлениями натянутости и ходульности. Про привычную войну – «мужскую» – снимать и естественнее, и удобнее, и привычнее, и надёжнее.  

Прежде всего, поэтому выпуск сегодня такого фильма, как «Батальонъ», был очень рискованным шагом. Отечественная киноситуация не меняется уже не первое десятилетие, и все давно свыклись с мыслью, что почти все российские фильмы проигрывают советским. И уж как минимум в одном отношении эта закономерность едва ли не стопроцентна – в отношении той самой естественности. Например, всяческого пафоса в официозных советских фильмах было не меньше, чем в нынешних, но при этом в них не ощущалось и особой фальши. Из сегодняшнего русского кино (прежде всего исторического) фальшь упорно не желает вытравливаться. Некоторой «невсамделишности» не избежала даже вышеупомянутая картина «Брестская крепость», а ведь это один из лучших постсоветских фильмов о Великой Отечественной. 

Не миновала сия чаша и картину «Батальонъ». Это ни в коем случае не «А зори здесь тихие» времён Первой мировой. «Батальонъ» умудряется выглядеть одновременно и куда более жестоким, и куда более гламурным, чем нетленная киноповесть о юных зенитчицах. Сам по себе этот вопиющий контраст между кровожадностью и шикарностью, который мы наблюдаем в «Батальоне», не мог привести к похвальному художественному результату. 

 Впрочем, в самом неправдоподобном эпизоде фильма девушки не задействованы. Речь о моменте, когда офицеры умудрились невероятно застыдить солдат всего лишь тем, что сорвали с себя погоны, – даже у Михалкова реализация таких спорных моментов получается куда лучше. 

Поэтому «Батальонъ» всё же ра-зумнее рассматривать в контексте не «Солнечного удара», а скорее уж подзабытой картины «Адмиралъ» (недаром названия обоих этих фильмов даются в дореволюционном написании). Как и «Адмиралу», «Батальону» тоже не хватает не только правдивости и убедительности, но ещё и целостности – внятного сюжета вместо набора раскрашенных слайдов на тему 1917 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры