издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризис влияет, но планов не отменяет

Экономический кризис заставил многих энергетиков пересмотреть инвестиционные программы как минимум на краткосрочную перспективу. Общая для всех тенденция не обошла стороной ОАО «Иркутскэнерго», вынудив отказаться от ряда сравнительно мелких проектов. Несмотря на это, финансирование и сроки выполнения масштабных работ по модернизации генерирующих активов было решено сохранить. Компания не стала отказываться от планов по замене рабочих колёс на Братской и Усть-Илимской ГЭС, а также по передаче тепловой нагрузки с ТЭЦ-1 на ТЭЦ-9. Более того, в перспективе рассматривается возможность смены гидроагрегатов Иркутской ГЭС, смонтированных ещё в пятидесятые годы прошлого века.

«Вряд ли компания сейчас будет сосредотачиваться на поиске возможностей для модернизации оборудования с целью увеличения электрических генерирующих мощностей», – констатирует директор по стратегии и развитию ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрий Шумеев. Причина – в избытках, образовавшихся в Единой энергетической системе России. Так, конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2015 год не прошли около 15 ГВт. Установленная мощность всех электростанций ЕЭС России, составляющая 232,5 ГВт, в полтора раза превышает спрос. В Объ­единённой энергосистеме Сибири разрыв не так велик – 50,95 ГВт против 30-31 ГВт. 

При этом Министерство энергетики РФ прогнозирует стагнацию электропотребления в стране и, как следствие, увеличение разницы между располагаемыми мощностями и спросом на них. Это – одно из последствий рецессии, в которую впадает российская экономика. Другие негативные факторы, которыми отмечен нынешний кризис, заключаются в повышении банковских ставок по кредитам и ростом инфляции, а также существенном удешевлении национальной валюты и, соответственно, удорожании иностранной. С другой стороны, по итогам конкурент­ного отбора на 2015 год стоимость мощности в Иркутской области и тех регионах, которые относятся к зоне свободного перетока «Сибирь», увеличилась до 179 тыс. рублей за мегаватт против 97,5 тыс. рублей за мегаватт в 2014 году, что в какой-то степени позитивно сказалось на финансовых показателях «Иркутскэнерго». Но в долгосрочной перспективе (цены КОМ действуют с 2011 года) динамика цен на мощность с учётом их спада в прошлом году незначительно отличается от инфляции. 

«Валютный курс довольно сильно сказался на проекте по [замене рабочих колёс] Братской ГЭС, – продолжает Шумеев, – но там есть довольно большой «запас прочности», так что мы продолжим его реализацию. Однако будущие проекты, связанные с применением какого-либо иностранного оборудования, будут рассматриваться, что называется, под микроскопом». В условиях кризиса «Иркутскэнерго» вынуждено было пересмотреть и оптимизировать инвестиционную программу вкупе с инвестиционным бюджетом на 2015 год. Из неё пришлось исключить несколько проектов, которые были эффективными и окупаемыми в прежних экономических условиях, и мероприятий, направленных на повышение надёжности эксплуатации оборудования электростанций. Тем не менее в ней оставили замену рабочих колёс на Братской и Усть-Илимской ГЭС и передачу теплофикационной нагрузки с ТЭЦ-1 на более крупную и современную ТЭЦ-9. «Их финансирование сохранено в первоначальном объёме, то есть все запланированные работы будут выполнены», – подчёркивает директор по стратегии и развитию «Иркутскэнерго». 

Прежними, по крайней мере в отношении гидростанций, остались и сроки реализации проектов. Так, завершить замену шести рабочих колёс Братской ГЭС планируют в 2017 году. Два из них, изготовленные австрийской компанией Voith Hydro (поставщиком ещё шести колёс, установленных в 2007–2010 годах, выступал Ленинградский металлический завод, который входит в состав ОАО «Силовые машины»), привезли и смонтировали ещё в 2014 году. Проект по замене рабочих колёс четырёх гидроагрегатов Усть-Илимской ГЭС также стартовал в 2014-м, но поставка первого из них ожидается только в 2016 году, тогда как завершение всех работ намечено на 2018 год. «В этом году на станции будут проводиться подготовительные работы», – уточнил Шумеев. В то же время на Ленинградском металлическом заводе (контракт на поставку оборудования заключён с «Силовыми машинами». – «СЭ») будут проектировать и изготавливать рабочее колесо для Усть-Илимской ГЭС. 

Проект, предусматривающий перераспределение нагрузок между ТЭЦ-1 и ТЭЦ-9, реализуется в два этапа. Первый, работы на котором ведутся с 2013 по 2016 год, предполагает передачу теплофикационной нагрузки в виде горячей воды. На втором речь идёт уже о передаче нагрузки в виде пара. Срок его реализации – 2015–2018 годы. «Мы закончили концептуальные расчёты, переходим к разработке технико-экономического обоснования, – поясняет директор по стратегии и развитию «Иркутскэнерго». – Если наши предположения по инвестициям будут подтверждены, приступим к реализации второго этапа». Однако неопределённость вносит решение о механизме вывода из эксплуатации невостребованных генерирующих мощностей, которое должно принять Минэнерго России: будет ли это демонтаж или консервация и поддержание в работоспособном состоянии с последующим запуском по мере восстановления спроса на электроэнергию. «В этой истории есть один сложный вопрос, который нельзя проигнорировать, – отмечает Шумеев. – Отказаться от услуг станции на рынке электроэнергии – это половина дела, но надо понимать, как это отразится на производстве тепла. При комбинированной выработке затраты распределяются, но откажись от электрики – их придётся переносить на тепло». Выходом могло бы стать создание рынка тепла по модели «альтернативной котельной», которое обсуждается не первый год, но пока из-за опасений неизбежного роста цен в отдельных территориях окончательного решения не принято. 

Ещё один фактор неопределённости при модернизации тепловых станций – изменения в законодательстве об охране окружающей среды. На федеральном уровне уже принят пакет нормативных актов, направленных на поэтапный переход использования наилучших доступных технологий, позволяющих снизить воздействие энергетики на природу, но для их внедрения необходимы дополнительные средства, способные значительно снизить экономическую эффективность. «Искренне надеюсь, что законодатели понимают, что это будет значительным ограничителем для развития отрасли, – замечает собеседник «Сибирского энергетика». 

Несмотря на экономическую обстановку и неопределённость планов законодателей, в «Иркутскэнерго» не отказываются от рассмотрения возможности не только модернизировать гидроагрегаты Братской и Усть-Илимской ГЭС, но и обновить генерирующее оборудование Иркутской ГЭС. Пока, впрочем, это лишь идея, которую одобрили с технической и экономической точки зрения, а не готовый проект. Она заключается в том, чтобы, в отличие от других ступеней Ангарского каскада, заменить не только механическое оборудование (рабочие колёса), но и электрическую часть – генераторы. Так что по факту предполагается замена гидроагрегатов в целом. Но говорить о сроках реализации проекта или необходимых инвестициях ещё рано – есть только общая концепция. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры