издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Подобных объектов у нас давно не строили»

Строительство тепломагистрали № 4, соединяющей Ново-Иркутскую ТЭЦ и правобережные районы города, а в перспективе позволяющей создать сетевое кольцо, продолжится в 2015 году. Тем, кто её возводит, предстоит выполнить переход через съезд с Академического моста и проложить полуторакилометровый участок трубопровода до бульвара Постышева. Нагрузку к этому участку трассы пока подавать не будут, но после того, как в следующем году будет построена и подключена насосная станция «Лисиха-2», зона централизованного теплоснабжения на правом берегу Ангары существенно расширится и к ней смогут подключиться новые потребители.

Восемь лет назад энергетики и учёные из Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН пришли к выводу: для того чтобы покрыть растущие тепловые нагрузки в Иркутске, необходимо не расширять действующие электрические котельные, а подключать потребителей, присоединённых к ним, к централизованной системе теплоснабжения. В таком случае единым крупным источником тепла для города становится Ново-Иркутская ТЭЦ, причём для подачи тепла с неё в районы на правом берегу Ангары необходимо дополнить новой теплотрассой старую тепломагистраль № 2, проложенную по Глазковскому мосту. Когда занимавший в 2006 году пост первого заместителя директора ТЭЦ Игорь Бондаренко и заместитель директора ИСЭМ СО РАН по науке Валерий Стенников изложили этот тезис на страницах журнала «Новости теплоснабжения», уже был готов её проект, который начали реализовывать годом позже. 

А в марте 2008 года был торжественно сдан в эксплуатацию вантовый переход через реку – важнейший участок тепломагистрали № 4 (ТМ-4), с запуском которого появилась возможность закрыть экономически неэффективные электрические котельные «Байкальская», «Лисиха» и «Релейная». 

Приятным бонусом от их остановки стало снижение нагрузки на окружающую среду: удельные расходы топлива на выработку тепловой и электрической энергии на ТЭЦ ниже, чем затраты на производство электричества, его передачу на расстояние с неизбежными потерями и конвертацию в тепло. 

Формула развития бизнеса: нагрузку умножить на время

Один из плюсов глобального проекта по созданию в городе теплосетевого кольца заключается в том, что к этому можно добавить и уменьшение выбросов в атмосферу за счёт закрытия оставшихся угольных и мазутных котельных в правобережных районах. Об этом идёт речь в действующей схеме теплоснабжения Иркутска до 2027 года, скорректированной в 2014 году. Наиболее предпочтительным вариантом развития сетей в ней названо завершение строительства магистрали № 4 и теплотрасс по улицам Баррикад, Радищева и Ядринцева для создания единого кольца. Но это дело не ближайших двух-трёх лет, а более отдалённого будущего. Пока же энергетики сосредоточились на возведении участка ТМ-4 от насосной станции «Лисиха», расположенной в одноимённом микрорайоне, до теплового коллектора № 5, тепловая камера которого 23Д расположена на перекрёстке улиц Карла Либкнехта и Трилиссера. Таков крупнейший проект в инвестиционной программе ОАО «Иркутскэнерго», осуществляющего регулируемый вид деятельности на территории Иркутской области, на 2014–2016 годы, которую региональное министерство энергетики и жилищной политики утвердило в прошлом году. 

В 2014 году проложили километровый участок магистральной теплотрассы по Трилиссера между перекрёстками с 25 Октября и Карла Либкнехта. Согласно инвестпрограмме, энергетики не только уложили трубы, но и выполнили благоустройство, восстановив асфальт на перекопанных улицах и расширив два оживлённых перекрёстка за счёт дополнительных полос торможения. «Материальный эффект [от запуска теплотрассы] мы оцениваем не в деньгах, а в гигакалориях подключённой нагрузки, потому что деньги – это гигакалории, умноженные на время, – замечает технический директор участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Владимир Янышевский. – Это развитие нашего бизнеса и будущее города». Так, к новым сетям уже подключился жилой комплекс «Центральный парк» – квартал из пяти 16-этажных домов, ограниченный улицами Трилиссера и Седова, Провиантской и Трилиссера. Здания, впрочем, пока не сданы в эксплуатацию, но это произойдёт в нынешнем году, так что тепло, передаваемое по магистрали, будет востребовано.

Над мостом в сторону Лисихи

Тем временем за зиму энергетики проложили небольшой участок теплотрассы от перекрёстка Трилиссера и 25 Октября до угла 4-й Советской и Коммунистической, неподалёку от которого расположен надземный пешеходный переход над выездом на Академический мост. Теперь им самим предстоит провести магистраль над мостом. «Для этого потребуется двухпролётная конструкция длиной 72 метра, – рассказывает Янышевский. – Она должна будет не только нести инженерную функцию, но и быть эстетичной и удобной для обслуживания нашим персоналом. Подобных объектов – переходов теплотрассы такого диаметра через дорогу такой ширины – у нас давно не строили». Иркутские водители уже успели обратить на это внимание – из-за металлической конструкции выезд на Академический мост с перекрёстка Партизанской и Пискунова сузили с двух рядов до трёх, хотя движение там не настолько оживлённое, чтобы это привело к образованию заторов. Транспортировать её к месту установки пришлось в несколько приёмов в те часы, когда городские дороги практически свободны от машин, по схеме, согласованной с ГИБДД. Собирать опоры для перехода через мост из отдельных деталей будут на месте. Стартуют работы уже в конце марта или начале апреля. 

Далее маршрут тепломагистрали проходит по Комсомольской, поворачивает налево по Пискунова, а через квартал – направо на Коммунистическую. Конечная точка – бульвар Постышева. «Вторая, после перехода через мост, сложность заключается в том, что теплотрассу придётся прокладывать под проезжей частью, – добавляет наш собеседник. – Других коридоров для сетей нет: или рядом с дорогой, или под ней. Такая практика сложилась, и по-другому, видимо, уже не будет». По этой причине работы не станут проводить одновременно на всём протяжении будущей тепломагистрали – подрядчик, который уже определён, будет укладывать трубы участками, чтобы избежать транспорт­ного коллапса. 

Протяжённость нового участка ТМ-4 составит чуть более 1,5 км. Львиную долю работ энергетики проведут летом. А на 2016 год запланировано строительство насосной станции «Лисиха» и небольшого участка сетей, который позволит подключить её к уже готовому отрезку магистрали № 4. Кроме того, инвестиционная программа предполагает прокладку в следующем году теплотрассы по Баррикад. Её запуск позволит создать ещё один фрагмент кольцевой схемы теплоснабжения Иркутска и закрыть 11 неэффективных котельных в Рабочем предместье. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры