издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из «Леса» на большую сцену

В Иркутском театральном училище наступает ответственная пора. Совсем скоро члены Государственной экзаменационной комиссии займут места в зрительном зале учебного театра, прозвенит третий звонок, и будущие актёры, а пока студенты-выпускники выйдут на сцену, чтобы играть дипломные спектакли, приготовленные для показа.

В этом году художественным руководителем выпускного курса был заслуженный артист России Николай Константинов. Со своими студентами в течении всего учебного процесса он готовил спектакли по пьесам и инсценировкам произведений Бориса Васильева, американского драматурга Ричарда Нэша, со­временного автора Ярославы Пулинович и любимого иркутянами Александра Вампилова. Из ряда дипломных спектаклей хочется выделить постановку «Леса» Александра Николаевича Островского.

Николай Константинов взял именно эту пьесу, чтобы приблизить представление ребят об их будущей профессии – далеко не пафосной, трудной, но такой нужной людям. Актёры переживают в театре горе и радость, чувствуют сопричастность происходящим на сцене событиям. По большому счёту, педагог стремился показать полёт души актёров, их умение возвыситься над любыми, даже унижающими их достоинство обстоятельствами жизни.

Студенты с поставленными перед ними задачами справились. На сцене у каждого исполнителя образ героя показан в развитии, в проявлении его сущностной основы, в представлении о добродетели, чести, достоинстве. Именно на этих качествах человека заостряет внимание Николай Константинов, именно их выражение становится камертоном всего действия.   

Итак, актёры Геннадий Несчастливцев и Аркашка Счастливцев, случайно встретившиеся на перепутье дорог, входят в усадьбу богатой помещицы Гурмыжской. Придумали легенду, чтобы казаться равными в обществе благороднейших персон. Студент Артём Яцухно – Несчастливцев, оказавшийся племянником знатной дамы, разыгрывает роль офицера в отставке: держит спину, выражает благородство манер. Он кажется чуть напыщенным, картинным, но вполне убедительным. Замечательная деталь придумана постановщиками спектакля для образа: с вытянутой рукой, в ладони которой лежит воображаемый череп бедного Йорика, Несчастливцев иногда «зависает» в роли Гамлета. Чтобы оправдать присутствие Счастливцева в усадьбе, предлагает ему перевоплотиться в лакея.

Студент Кирилл Ильин – Счастливцев, для вида посопротивлявшийся унизительному предложению, быстро адаптируется в усадьбе, где есть добрые слуги и отзывчивая на любую просьбу ключница Улита. Счастливцев действует со­образно своему театральному амплуа простака, правда, вспоминает, что начинал карьеру с героев-любовников. Здесь Кирилл Ильин демонстрирует все качества Счастливцева, приобретённые им в театральной карьере, флирт с Улитой разыгрывает мастерски.

А Улита студентки Екатерины Куликовой – не то блаженная, не то тень госпожи Гурмыжской. В первом и последующих своих появлениях она скользит по сцене, причём стремительно, выписывая круги, неожиданно появляясь и так же не­ожиданно исчезая. Для неё Счастливцев становится объектом проявления нежных чувств, последней любовью. И преображается Улита, наряжается в пышное платье, вместо платка надевает нарядный капор. Мезальянс состоялся.

И всё бы хорошо, но в усадьбе страсти кипят нешуточные. Оказывается, Гурмыжская влюблена в недоросля Буланова, а её племянница – в купеческого сына Петра. Здесь, как «в доме Облонских», смешалось всё. Это состояние персонажей постановщик подчёркивает пластической выразительностью исполнителей: у Гурмыжской (Александра Николенко) монументальная стать с элементами обольстительницы, у её избранника Буланова (Даниил Цветков) – откровенное лизоблюдство приживалы, почти вытанцовывающего почтение к благодетельнице. Скромна племянница Аксюша (Дарья Березовская), долго в тени остаётся её возлюбленный Пётр (Артём Дубинин).

В пьесе Островского интрига выписана блистательно. Её герои с разными характерами и поступками живут чувствами, которые, увы, зависят от денег. Гурмыжская покупает себе мужа, а счастье Аксюши зависит от приданного, которое оценено сначала в три тысячи рублей, потом снижено до тысячи. И только Несчастливцев возвышается над материальным.                                                                     

Именно деньги сыграли решающую роль в счастливом разрешении любви Аксюши и Петра, именно они высветили характеры всех героев. Тысяча, ходившая из рук в руки, оказывается у Несчастливцева, он уже и тройку заказал, чтобы ехать на пристань. Но от этой тысячи зависит судьба Аксюши. Поначалу Несчастливцев, наивно полагая, что слова имеют значение, начинает убеждать Гурмыж­скую дать племяннице приданное. Услышав решительный отказ (барыня оказалось жадной), вспоминает о сумме в кармане и широким жестом передаёт её сестре. А далее – блистательный монолог, в котором Несчастливцев клеймит богатых, развратных, равнодушных и превозносит профессию актёра, служению которой отдал свою жизнь. И Аркашка Счастливцев вдруг распрямляется, тоже чувствуя гордость и достоинство своего таланта. Актёры могут быть счастливы и без денег. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector