издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Писатель пришёл!»

Народный артист России Виталий Венгер написал свою восьмую книгу

Как-то к народному артисту, лауреату Государственной премии России Виталию Венгеру пришёл знакомый, в разговоре спросил: – Виля, ты сколько книг написал? – Восемь, – ответил Венгер. – А почему на полке стоит только семь? Знакомый был ещё не в курсе, что у Виталия Константиновича в академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова состоялась презентация восьмой книги, названной им «Перекрёстки судьбы». Собравшиеся по столь значительному событию актёры, журналисты, старинные приятели Венгера дружно приветствовали автора, а он, со свойственным ему юмором, заметил: «Писатель пришёл!»

Быть плодотворным литератором артиста заставило несчастье. Почти десять лет назад  у него случился инсульт, за это время здоровье мастер более-менее поправил, но выходить на сцену мешает парализованная рука, да и ослаб он, как-никак исполнилось 87 лет. Сидеть без дела Виталий Константинович не может, не позволяет характер. Он пишет и с той  интенсивностью, о которой Олеша говорил: «Ни дня без строчки», издаёт книги, в которых делится воспоминаниями о своей жизни в Иркутске, о служении  драматическому театру. Многое вспоминает  из детства, прошедшего в Москве и Берлине, об эвакуации во время войны в Барнаул и, конечно, об учёбе в знаменитом Московском высшем театральном училище имени Щукина.

«Я трудоголик, – рассказывал на презентации Венгер, –  научил меня  постоянной занятости делом  однокурсник Миша Ульянов. Это потом он стал народным артистом России, посвятил свою жизнь служению московскому театру имени Вахтангова, а в студенчестве ещё оставался деревенским парнем, буквально вгрызающимся в гранит актёрских наук. Он не щадил себя и нас, московских оболтусов, научил тому же».

Виталий Константинович любит вспоминать своих однокурсников, пишет о них ярко, выразительно. Если прочесть все книги Венгера, получится объёмное исследование творчества Михаила Ульянова, Юрия Катин-Ярцева, Ивана Бушнова и многих, многих других. В книге «Перекрёстки судьбы» он впервые написал о своей любви к жене Эльзе Павловне, урождённой Мазур, о дочери Наташе и внуке Григории. По-прежнему любимым воспоминанием для него остаётся работа в Иркутском драматическом театре. И каждый из эпизодов собственной жизни и биографии он описывает через призму  наблюдений,  ярких впечатлений, незабываемых встреч.

Венгер как литератор может себе позволить  быть  непоследовательным в хронологии событий. Описания его свободны, они  уводят в довоенное  детство, в годы  войны или останавливаются в Иркутске начала пятидесятых  –  времени, о котором помнят немногие, ведь не каждому дана долгая жизнь и потрясающая память, умение выхватить из прошлого мелкие и кажущиеся на первый взгляд незначительными события. Но из этого «незначительного» и состоит наша жизнь, складываются человеческие судьбы.

«Перекрёстки судьбы» Виталия Константиновича Венгера начинаются с трогательных воспоминаний о многочисленной родне, о деде и бабушке, о дядях и тетушках. В небольших зарисовках-портретах  автор не стремится к изложению своей родословной,  он рассказывает  о своей любви к близким, чувстве  благодарности за подаренную жизнь, счастливое детство. И, если сравнивать в этих главах труд Венгера с живописью, мазками он пользуется нежными, мерцающими, импрессионистскими.

Но как меняется тон воспоминаний, когда пятилетним мальчиком на параде в Берлине он увидел Гитлера: «Однажды мне довелось увидеть и самого кумира толпы – обожаемого ею фюрера… Эскорт двигался довольно быстро, но всё же удалось рассмотреть под низко надвинутым козырьком фуражки неопределённого цвета глаза и мешки под ними, щетинистый треугольник усов под острым мясистым носом… Облик, который скоро станет известным всему миру…» 

Книга Венгера наполнена ностальгическим настроением автора по прожитому, по любимой жене и многим товарищам, ушедшим в мир иной. Переворачивая страницы жизни, Виталий Константинович понимает, как много он любил и сколько привязанностей осталось в прошлом. 

Яркими красками пользуется автор в рассказах о театре. На протяжении более полувека он оставался кумиром для иркутян, но что значил театр для актёра? Это было служение искусству, рыцарским отношением к нему! Сегодня Виталий Константинович говорит: «Приятно быть на презентациях собственных книг, приятно слушать комплименты, но всё бы отдал, если бы вновь мог выйти на сцену. Театр – это моя непреходящая, великая любовь всей жизни!»

Приятно становится от сознания, что судьба подарила общение с блистательным актёром, грустно  от того, что ни ты, ни иркутские зрители не смогут вновь увидеть его в спектаклях. Но есть книги Венгера, есть «Перекрёстки судьбы», в которых вновь и вновь можно перелистывать страницы его воспоминаний. Есть у  автора и новые задумки. А это значит, жизнь у Виталия Константиновича, полная новых идей, новых устремлений, продолжается. Многие лета вам, дорогой наш человек!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры