издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Налоговая «скидка» на газ

Преференции в обмен на инвестиции. «Газпром» рассчитывает получить налоговые льготы от Иркутской области для реализации газовых проектов в регионе. В компании отмечают: положительное решение, возможно, сдвинет с места «саянский вопрос» по поставке этана для крупнейшего в стране производителя ПВХ «Саянскхимпласта». Однако перспективы транспортировки газа на юг области, несмотря на это, остаются туманными. В ближайшее время в Приангарье компания сосредоточится лишь на завершении газификации Жигалово. Подробности в материале «Сибирского энергетика».

Дальнейшее развитие газовых проектов в Иркутской области (причём речь идёт не только о поставках газа населению, но и о наиболее выгодном для экономики региона направлении – газоснабжении промышленности) будет зависеть во многом от предложений региона в адрес «Газпрома», осваивающего Ковыктинское месторождение. Об этом «Сибирскому энергетику» рассказал на минувшей неделе начальник управления координации восточных проектов «Газпрома» Виктор Тимошилов. В частности, «Газпром» рассчитывает получить налоговые послабления, которые, согласно существующему российскому законодательству, регионы имеют возможность предоставлять крупным инвесторам на своей территории. По словам Тимошилова, льготы со стороны области могут стать стимулирующими для реализации в будущем таких проектов, как поставки газа в более отдалённые от Ковыктинского газового месторождения (Жигаловский район) территории Приангарья.

– Одна из задач руководства области: если регион хочет, чтобы газ использовался активнее (сегодня уровень газификации Прингарья не более 4%. – Авт.), необходимо максимально облегчить нагрузку для инвестора, создать стартовые условия, при которых переход на газ был бы оправдан, – сообщил Тимошилов.

Ожидания СХП и «Газпрома» не совпали

Вопрос получения газа принципиальный в первую очередь для такого рода потребителей Иркутской области, как промышленники. Особенно актуальным переход на газ для них является, если речь идёт о нефтегазохимии и газопереработке. В Приангарье, как ранее писал «СЭ», есть несколько площадок, которые могут либо расширить действующее производство, либо начать новое при получении газового сырья с Ковыктинского месторождения – Ангарская нефтехимическая компания, «Саянскхимпласт», бывший «Усольехимпром». Наиболее болезненным вопрос поставок газа является для СХП, уже много лет ожидающего строительства трубопровода с Ковыкты на юг Иркутской области. По мнению ряда местных экспертов, отсутствие собственного сырья для химпроизводства (сейчас закупается у Ангарского завода полимеров) может привести к кризису на этом градообразующем предприятии.

В «Газпроме» на прошлой неделе подчеркнули, что знают о нуждах СХП и готовы искать «взаимовыгодные решения».

– Но задача непростая, – в то же время говорит «СЭ» Виктор Тимошилов.

К тому же на сегодняшний день саянские химики и «Газпром» расходятся во мнении относительно стоимости ковыктинского сырья, о чём «СЭ» также сообщил Тимошилов. В «Газпроме» подчёркивают: именно вопрос цены является фундаментом их политики с коммерческими потребителями – только после договорённостей о стоимости продукции принимается решение о строительстве трубопроводной инфраструктуры с месторождения.

– У «Саянскхимпласта» есть определённые ожидания, связанные с рентабельностью и экономикой проекта, есть определённые пределы по так называемым входным ценам за газ на предприятие, которые они считают допустимыми, – говорит Тимошилов. – У нас же есть свои расчёты относительно того, в какую сумму обойдётся добыча газа на Ковыкте. Пока между двумя этими показателями существует разрыв. И местные, и федеральные власти должны помочь разрыв пре­одолеть. По крайней мере, в части льгот, которые сегодня закон позволяет на местном уровне предоставлять производителям газа. В противном случае все затраты инвестора в конечном счёте ложатся в тариф для потребителя.

Присоединиться к дискуссии «Газпром» предлагает и Федеральной службе по тарифам, регулирующей ценообразование по электроэнергетике и газу на востоке страны. От ФСТ «Газпром» тоже ждёт некоторых бонусов: «Служба должна подумать, как сделать, чтобы выгодно было и производителю газа, который не должен терпеть убытков, и потребителю».

2022-й, и точка

Таким образом, перспектива строительства трубопровода с Ковыкты в сторону юга Иркутской области пока неочевидна даже с учётом льготного подхода к инвестору. К тому же на минувшей неделе представители российской газовой компании ещё раз напомнили, что промышленное освоение Ковыктинского месторождения – отдалённая перспектива.

– Ковыкта входит в общий проект экспорта газа в Китай по восточному маршруту. Соответственно, сроки ввода Чаянды (месторождение в Якутии, на котором сейчас идёт работа по первому этапу проекта) и Ковыктинского месторождения синхронизированы между собой, и сдвигать мы их не планируем. Ввод Ковыкты состоится в 2022 году, – заявил зампредправления компании Виталий Маркелов.

Проблема поставок газа для химического производства Иркутской области будет обсуждаться в рамках со­вместной рабочей группы, куда входят представители «Газпрома» и регионального правительства.

Пока же в Иркутской области компания намерена сосредоточиться на реализации социального проекта по газификации посёлка Жигалово, до которого с Ковыктинского месторождения был построен ещё в бытность прежнего собственника Ковыкты трубопровод, впоследствии законсервированный.

– На этом примере мы посмотрим, как работает проект, чтобы уже потом обсуждать, поставлять ли газ дальше – в Иркутск, Саянск, – говорит собеседник «СЭ».

Правда, эксперт обращает внимание на то, что по расчётам «Газпрома» уровень газификации (поставки газа для нужд населения) Иркутской области после реализации этого проекта в полном объёме всё равно не превысит 25–30%. Такой прогноз он аргументирует отсутствием выгоды как для большинства конечных потребителей – муниципалитетов Приангарья, так и для самого поставщика: «Не всегда оправданно, чтобы газ соперничал с углём. В Иркутской области есть дешёвая гидро- и угольная энергия – конкурентные преимущества, которые нельзя не учитывать. Причём часть угольных месторождений как раз принадлежит самим энергетикам. Поэтому в Восточной газовой программе мы никогда не говорили, что газ в балансе достигнет по Иркутской области больших объёмов. О тотальной газификации речь не идёт». Во всяком случае, в планах «Газпрома».

Независимым указали на газификацию

Координатор восточных проектов предлагает взять на себя часть нагрузки по газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока независимым производителям газа (в Приангарье – Иркутская нефтяная компания, «Дулисьма», «Петромир», «Рос­нефть». – Авт.). Сегодня они, уверен Тимошилов, недорабатывают на востоке страны, тогда как на европейской территории России независимые компании активно занимаются поставками на внутренние рынки, при этом промышленникам продают уже больше трети от их потребления, а населению – 3%.

– Но на востоке пока не видно активности, – рассказывает эксперт. – Наблюдаются даже парадоксальные ситуации, когда независимые предлагают свои химические проекты, а газ для них запрашивают у «Газпрома». При этом параллельно декларируют и свои экспортные проекты по СПГ. То есть, имея свой газ, почему-то не хотят идти на внутренние рынки, очевидно, полагая – раз цена на голубое топливо регулируется на востоке страны государством, то ФСТ оставит её на низком уровне, что невыгодно производителям сырья. А значит, лучше свой газ зарезервировать на экспорт. Это неправильно. Независимые должны участвовать в газификации на востоке точно так же, как «Газпром». Хороший пример тому в Хабаровском крае, где поставки осуществляются сегодня по проекту «Сахалин-1».

Чтобы простимулировать своих коллег к работе на внутреннем рынке, представители «Газпрома» сделали на прошлой неделе в рамках пресс-конференции, где присутствовал «СЭ», и другое сообщение – в отношении доступа независимых производителей газа к своей трубопроводной системе. 

– Это как в хорошей семье – вмешательство третьего может всё испортить. Вопрос о допуске независимых не может рассматриваться, если исходить из того, что экспортный проект должен оставаться эффективным, окупаемым и приносящим налоги в бюджет страны. Если же трубопроводная система, созданная «Газпромом», непонятным образом вдруг будет передана кому-то ещё, это повлияет в худшую сторону на добычную и транспорт­ную экономику компании, – сообщил зампредправления компании Александр Медведев.

Напомним, доступ к трубопроводу «Сила Сибири», по которому «Газпром» намерен транспортировать топливо в Китай, просили такие производители газа, как «Роснефть» и Иркутская нефтяная компания (имеют свои месторождения в Иркутской области). Они намерены были получить мощности не менее 20 млрд кубометров газа в год при общей пропускной способности «Силы Сибири» в 61 млрд. Предложение было сделано в 2014 году.

Со своей стороны представители российской газовой монополии обещают принимать участие в газификации отдалённых населённых пунктов на востоке России. Тимошилов сообщил, что сейчас рассматривается эконом-вариант таких проектов. Речь идёт об автономном газоснабжении, при котором осуществляются малотоннажные транспортные поставки сжиженного природного газа (СПГ). Последние технологические разработки, презентованные во Франции, позволяют выполнять подобные проекты с наименьшими издержками для инвестора, что сделает голубое топливо привлекательнее по цене для конечного потребителя, нежели в случае строительства трубопровода, сообщил Тимошилов. При корректировке Генеральной схемы газификации восточных регионов планируется предусмотреть такие проекты. Какие регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока они затронут, эксперт пока не уточняет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры