издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Душа Сибири в графике выпускников

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА

В выставочном центре имени В.С. Рогаля музея истории г. Иркутска открылась небольшая выставка графики «Душа Сибири» – проект творческой группы «Пятое колесо», созданной выпускниками 2015 года кафедры изобразительного искусства и методики Иркутского государственного педагогического университета.

Примет времени в ней немало. Положительно то, что студенты решили сохранить свой небольшой коллектив, сложившийся в творческом поиске, учёбе и жизненных испытаниях. 

Интересно и то, с чем группа заявила о себе. Это линогравюры на темы произведений Валентина Распутина. «Душой Сибири» названо и его творчество, и то, что выпускники хотели выразить, прикоснувшись к его произведениям и обнаружив в них своё, родное.  Его Сибирь – это и они сами, родившиеся на свет тогда, когда Распутиным  писались книги. Выпускникам от двадцати до пятидесяти лет. Университет педагогический, и учителя изобразительных дисциплин поступают в него в любом возрасте, чтобы пополнить образование художественного училища. К своей учительской деятельности они вернутся с хорошими результатами, с новыми силами и вдохновением.

Руководитель проекта – преподаватель кафедры художница Валентина Дережанова.

Графические листы выпускников посвящены «Урокам французского», «Последнему сроку», «Прощанию с Матёрой» и вполне могут претендовать на книжную графику, за последнюю четверть века почти исчезнувшую из книг. Запоминается «Раздумье» С. Степановой – портрет Распутина, полный мысли и переживания, «Иркутск с нами» Е. Гладилиной, лист, обращённый к уходящему Иркутску, с просьбой и вздохом графических линий: «Не уходи». 

«Родина моя – Сибирь. На Ангаре» И. Сметнева – напоминание о том, что и природа попала в уходящее, о том, что было выражено в «Прощании с Матёрой». И здесь же «Видение» Е. Скачковой – современный город не в повседневном его гуле, а такой, каким мог бы быть – утончённый, просветлённый, световоздушный. Искусство, черпая из реальности, всегда обращается к тому, что могло бы быть, заполняя нишу идеального, которое и есть видение: материализуется оно или исчезнет – остаётся только гадать.

Зрелость видений изобразили выпускники в своих графических листах, выставка их, негромкая, вдумчивая, сопровождает зрителя на лестничных маршах выставочного центра: так читают книгу, то поднимаясь, то опускаясь по её строкам к следующей странице.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры