издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ветеран» северной энергетики

  • Автор:  Марат Шаймарданов

Несмотря на то что месторождение россыпного золота в Бодайбинском районе Иркутской области было открыто летом 1846 года на речке Хомолхо, а уже через пять лет началась промышленная добыча драгоценного металла, на горных участках в основном применялся ручной труд рабочих. В первые годы освоения месторождения разрабатывались мелко залегающие русловые россыпи, которые давали «лёгкое» золото. Основными «помощниками» старателей являлись кайло, лопата, промывочный лоток. Лишь через пятьдесят лет на приисках впервые появилась электрическая энергия.

На речке Ныгри – притоке той самой реки Вачи, на которую герой песни  Владимира Высоцкого «…ехал плача, возвращался хохоча», Ленское золотопромышленное товарищество, основной хозяйствующий субъект того времени, построило и пустило в эксплуатацию гидроэлектростанцию мощностью 300 кВт, названную Павловской по одноимённому прииску. От неё к двум горным участкам проложили линии электропередачи протяжённостью 9 и 14 километров. С применением электрической энергии отпала необходимость использовать лошадей и дорогостоящие гидравлические устройства на объектах золотодобычи. Увидев на деле реальные преимущества технического прогресса, золотодобытчики принялись активно строить другие источники электроэнергии в районе. 

Уже через два года на прииске Надеждинском построили и пустили в эксплуатацию тепловую электростанцию мощностью 230 кВт. Затем последовательно, с 1902 по 1915 год, на золотоносной речке Бодайбо построили пять малых деривационных гидроэлектростанций общей мощностью 1897 кВт. В город Бодайбо электричество от этих гидростанций пришло только летом 1919 года по воздушной линии длиной около сорока километров. В домах появилось освещение, заработал кинематограф. В последующие годы, в период первой мировой и гражданской войн, в Бодайбинском районе источники электроэнергии не строились. В январе 1920 года уездный Совет рабочих депутатов принял на себя всю полноту власти в районе и через месяц национализировал золотодобывающие предприятия, которые в связи с разрухой переживали трудные времена. Для подъёма уровня золотодобычи в 1925 году месторождения были переданы в концессию английской компании «Лена Голдфильдс Лимитед». Акционеры ничего особого не делали, разве что хищнически разрабатывали богатые месторождения без внедрения горной техники. С уходом иностранцев в 1930 году неизбежно встал вопрос о дальнейшем развитии золотодобычи на приисках района, что без достаточных источников электроэнергии становилось невозможным. По прикидкам специалистов, на первых порах требовалось примерно 50 МВт электроэнергии для горных участков. С этой целью в 1934 году построили на реке Жуе Светловскую тепловую электростанцию мощностью 270 кВт на прииске Светлом. В 1932 году на Бодайбинской районной партийной конференции был обсуждён вопрос о строительстве Мамаканской тепловой электростанции в посёлке Мамакан, который расположен в 12 километрах ниже города Бодайбо по течению реки Витим.

Непосредственное строительство тепловой электростанции началось в 1934 году после изыскательских работ. Место для ТЭС выбрали около устья реки Мамакан, на высоком скалистом берегу. Посёлок, названный так по одноимённой реке, тогда трудно было назвать посёлком, потому что на берегу стояло всего несколько избушек. Жители этих ветхих домиков занимались в основном охотой и рыбалкой. На строительство тепловой станции в рамках промышленного переселения по организованному набору Минцветмета СССР для «Лензолота» в посёлок завезли со средней полосы страны рабочих. Таких переселенцев называли тогда завербованными. В большинстве своём это были выходцы из деревень, где был голод. 

Весь 1935 год шли строительные работы производственного здания и вспомогательных цехов будущей тепловой электростанции. В начале 1936 года в котельном цехе построенного здания ТЭС смонтировали два паровых котла системы известного инженера Шухова производительностью по 6,5 тонны пара в час и давлением 16 килограммов, с топками, где в качестве топлива использовались дрова. Вода для котлов закачивалась насосами прямо из реки. В турбинном цехе установили турбогенератор немецкой фирмы «АЕГ» мощностью 2000 кВт. Турбогенератор был изготовлен ещё в 1912 году для военного корабля, откуда вскоре был снят и передан в Русскую электрическую компанию, а затем попал в Бодайбинский район. Уже в декабре 1936 года Мамаканская ТЭС дала промышленный ток. В этом же году была построена воздушная линия электропередачи на деревянных опорах до города Бодайбо и спустя год продлена на 16 километров до узловой подстанции, распределяющей электроэнергию по горным объектам. 

С окончанием строительства тепловой электростанции удалось запустить в работу драгу, находящуюся на речке Бодайбо. В 1938 году воздушную линию электропередачи продлили на 19 километров, в 1940 году – на 24 километра. 

На Мамаканской ТЭС очень осложняло бесперебойную выработку электроэнергии использование дров в качестве топлива паровых котлов. В сутки для производства пара их требовалось от 300 до 350 кубометров. На заготовке дров было задействовано около 400 рабочих. Очень много женщин трудилось на ручной подаче дров в котлы. 

В 1940 году на Мамаканской ТЭС установили два дополнительных паровых котла системы инженера Шухова и один турбогенератор ОК-30 мощностью 3000 кВт. Суммарная мощность ТЭС увеличилась до 5000 кВт, что сразу позволило энергетике стать ведущей отраслью в развитии горной промышленности района. 

В Великую Отечественную войну выработка электроэнергии на Мамаканской ТЭС велась с перебоями, что случалось с отсутствием дров. Некому было их заготавливать, так как мужская часть населения посёлка сражалась на фронте. В связи с этим руководством треста «Лензолото» вводились ограничения по расходованию электроэнергии на горных участках. Тем не менее энергетики, как могли, помогали горнякам добывать валютный металл и тем самым вносили свой вклад в общую Победу. Мужчин на тепловой электрической станции заменили женщины. Они водили тракторы и автомашины, заготавливали в лесу древесину, обслуживали котельные установки и турбинное оборудование. Труд женщин, среди которых многие были отмечены правительственными наградами, значительно облегчился после замены в 1943 году топочных устройств паровых котлов для использования вместо дров каменного угля. Твёрдое топливо начали завозить на баржах во время летней навигации по рекам Лена и Витим из Якутской АССР. Суда бросали якорь у причальной стенки, и уголь выгружался из трюмов при помощи ленточного транспортёра на береговой угольный склад. С угольного склада топливо возили на автомашинах до приёмного бункера ТЭС. 

В 1950 году тепловая станция претерпела очередную реконструкцию теплотехнического оборудования. Руководство посчитало, что необходимо произвести замену двух котлов системы Шухова на один более производительный, марки СМ-16, который в два с половиной раза превышал показатели двух прежних котлов. Между тем количество драг на месторождениях россыпного золота продолжало увеличиваться, что опять потребовало дополнительных источников электроэнергии. Руководством треста «Лензолото» был предпринят ряд технических мероприятий по реконструкции старых гидроэлектростанций на речке Бодайбо с целью увеличения их общей мощности.

Всё же вопрос дефицита электроэнергии в районе оставался открытым. Применение механизированных способов золотодобычи на горных участках требовало всё больше и больше электроэнергии. Нельзя было оставить без внимания и соседний Мамско-Чуйский район, где добывалась слюда. Исходя из сложившейся ситуации, Совет Министров СССР в октябре 1956 года принял решение о строительстве гидроэлектростанции мощностью 86 мегаватт на реке Мамакан. В связи с этим тепловая электростанция претерпела значительную реконструкцию оборудования, чтобы обеспечить объекты строящейся ГЭС электроэнергией. В 1957 году были заменены два оставшихся малопроизводительных паровых котла системы Шухова на два же, но более современных и экономичных котла «ЧКД – ДУКЛА». Эти чехословацкие котлы, имея рабочее давление в 40 атмосфер, производили по 40 тонн пара в час. Монтаж новых котлов потребовал и изменения топочных устройств, где стало применяться камерно-слоевое сжигание каменного угля. Увеличение паровой мощности позволило дополнительно установить турбогенератор АК-6 фирмы «Шкода» и АК-1,5. С пуском двух турбогенераторов в эксплуатацию мощность электростанции увеличилась на 7500 киловатт. 

С окончанием строительства Мамаканской ГЭС нужда в тепловой электростанции не отпала, как рассчитывали ранее. Каждую весну в связи с нехваткой воды в водохранилище ГЭС её гидроагрегаты работали не на полную мощность. Тогда тепловая электростанция приходила на помощь, покрывая дефицит электроэнергии в районе. Более того, в начале семидесятых годов на тепловой электростанции провели очередную реконструкцию оборудования, тем самым увеличив её мощность на 2000 киловатт. В 1981 году строители расширили здание тепловой электростанции, а монтажники установили пятый турбогенератор АК-6 мощностью 6000 киловатт. С монтажом этого турбогенератора общая установленная мощность тепловой электростанции достигла 20,5 мегаватта. Каменный уголь для неё поставлялся по прежней транспортной схеме: грузовыми теплоходами из Джебарики-Хая Якутии по рекам Алдан, Лена и Витим. Так тепловая электростанция работала, дополняя ГЭС, до 1989 года. 

В марте 1989 года была принята в эксплуатацию воздушная линия электропередачи на металлических опорах Таксимо – Бодайбо напряжением 220 киловольт. ВЛ-220 кВ протяжённостью 210 километров связала прежде изолированную энергосистему Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов с Единой энергетической системой Сибири. Надобность в тепловой электростанции, как объекте, вырабатывающем электроэнергию, отпала. Первое время после ввода в эксплуатацию ВЛ-220 кВ её ещё держали в горячем резерве на непредвиденный случай, но, убедившись в надёжности линии электропередачи, остановили совсем. Функция тепловой электростанции снизилась до простой котельной, отапливающей посёлок. Впоследствии и эта функция утратилась, так как нагрев воды в качестве теплоносителя для труб и батарей систем отопления паровыми котлами по сравнению с водогрейными неэкономичен. Через несколько лет руководство области и района приняло меры, чтобы построить в посёлке котельную. Она была возведена на территории уже бывшей тепловой электростанции и пущена в эксплуатацию.

Сейчас котельная обеспечивает посёлок теплом. Всё пригодное оборудование и контрольно-измерительные приборы тепловой электростанции используются на новой котельной. От былого энергетического узла, который помог в своё время значительно повысить золотой запас страны, особенно в тяжёлые годы войны, и где работало почти всё население посёлка, остались пустое производственное здание, вспомогательные цеха, устаревшее оборудование.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры