издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Здесь нет синтетики и имитации…»

Братский драматический театр принял участие сразу в двух подмосковных фестивалях

  • Автор: Елена Чайковская

Дубна и Сергиев Посад – два города Подмосковья. Два на первый взгляд разнополярных центра. Один – исследовательский в области ядерной физики, наукоград. Другой – духовный центр, входящий в Золотое кольцо России. Но они во многом похожи. Оба – древние. Первое упоминание о Дубне относится к XII веку, а о сергиевопосадском монастыре – к XIV. Сходная численность населения – около ста тысяч. И там, и там – музеи, памятники, чистейший воздух, природная красота… А теперь – и театральные фестивали.

Дубна в этом году была выбрана местом проведения XIII фестиваля театров малых городов России. Фестиваль идёт под патронатом Театра наций, министерства культуры РФ, благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», в этом году – ещё и губернаторской программы «Наше Подмосковье». А Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» второй год подряд организует международный театральный фестиваль «У Троицы». Можно сказать, что вся театральная Россия была представлена нынче в Подмосковье. Все самые интересные спектакли, инновации и традиции, актёрские и режиссёрские работы. В том числе – из Братска. 

Дубна. Спектакль «здесь и сейчас»

«В детстве я хотел быть другим. Ну, то есть не таким, как сейчас. Хотел, как в этой музыке. Как на баррикаде, как на подлодке. Почему всё не получилось? Почему я не тот, как на баррикаде, как на подлодке? А?»

Из пьесы Михаила Дурненкова «Самый лёгкий способ бросить курить»

Этот спектакль появился в репертуаре Братского драматического театра благодаря гранту Благотворительного фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Поставил пьесу – кстати, признанную по итогам международного конкурса «Действующие лица» лучшим драматургическим произведением 2010 года – режиссёр из Елецкого драматического театра Радион Букаев. Молодой автор, молодой режиссёр, молодой состав труппы. Видеопроекции, перенос зрительного зала прямо на сцену. Музыка братских рок-групп. Словом, многое из того, что можно отнести к понятию «современная драматургия». Премьера состоялась в мае 2014-го. Спектакль с тех пор играли всего пять раз. Потому что некассовый – на сцене могут разместиться всего 50–60 зрителей. Спектакль сложный в монтаже – по этой причине даже немного пострадал зал администрации Дубны, сценическая площадка фестиваля. 

О чём же спектакль? Театральный критик Светлана Жартун говорит об этом об этом так: «Режиссёр поставил спектакль в жанре настоящей драмы, в которой герои входят в разряд потерянного поколения, не умеющего и не знающего, где искать применение своей энергии. В потоке смутной жизни они разучились отличать сны от яви, реальность от вымыслов. Кажется, происходящее на сцене безысходно, абсурдно в представлении одной человеческой единицы целым народом».

Слово «самый» из названия в братском прочтении спектакля решено было опустить, но «самым» он всё же остался – самым спорным и обсуждаемым. На клубном показе в Братском драматическом это проявилось в полной мере. Зрители, актёры, журналисты дискутировали по поводу сути и смысла, открытого финала, лексики «на грани». Разные мнения – от «в душе что-то ухнуло» до «нет, я это не принимаю». Ясно главное – получился спектакль, на который идут не для того, чтобы отвлечься и отдохнуть, а чтобы его пережить. Возможно, как раз этим руководствовалась конкурсная комиссия, когда отобрала «Лёгкий способ…» на XIII Фестиваль театров малых городов России. Обычно в фестивальной афише самые потенциально сильные спектакли ставятся в начало, середину и на финал. Неизвестно, работал ли этот принцип в Дубне, но братчане показывались в последний день фестиваля, фактически закрывая его, вместе с Новокузнецким драматическим театром, который в итоге и получил гран-при в номинации «Лучший спектакль большой сценической формы» за спектакль «Иванов».  Другую главную награду фестиваля, гран-при «Лучший спектакль малой сценической формы» жюри отдало постановке «Таня-Таня» театра-студии «Грань» (г. Новокуйбышевск).

Уже после фестиваля в интервью журналу «Театрал» председатель жюри, народный артист России Игорь Костолевский упомянул именно братский спектакль: 

– Я в силу возраста и, наверное, своих академических привычек относился к новой драме скептически. А теперь понял, что мой скепсис напрасен. Нельзя довольствоваться прежними завоеваниями – надо всё равно выходить из зон комфорта. Надо смотреть, надо открывать новый сценический язык. Даже если это не моя чашка чая, всё равно это интересно, это движение вперёд.

Прагматическо-лирическое отступление

Попасть на фестиваль – это здорово. Отобраться – уже победить. В самом деле, малых городов в России – сотни. Театров в них – десятки. А на фестиваль приглашены всего 16. Ехать нужно, обязательно. А на что? Для муниципального театра – вопрос вопросов. Любовь Николаевна Кудряшова, директор Драматического театра Братска, вспоминает, что не знала, как реагировать на приглашение, радоваться или отчаиваться:

– Предполагалось изначально, что фестиваль пройдёт на Урале. Когда мы отправляли видеозапись спектакля, просчитывали – если возьмут, до Урала мы доберёмся. А когда узнали, что всё-таки будет Дубна, честно скажу – озадачились, расстроились. Неужели не попадём? Нужно не только труппу отправлять, но и декорации, костюмы – огромный груз. Сергей Серебренников, мэр Братска, среагировал мгновенно. Он сказал – конечно, поезжайте. Подключил спонсора – РУСАЛ Братск. Поездка состоялась. И не на один, а на два фестиваля. Так удачно совпало, что следом за фестивалем в Дубне открывался ещё один в Сергиевом Посаде. И что наш спектакль «Созвездие Пегаса» оказался созвучным идее этого форума. И что жюри, организаторы пошли нам навстречу и даже сдвинули сроки – чтобы мы смогли показаться. Других посмотреть, открыть глаза на современный театральный мир, приобрести колоссальный опыт. 

Режиссёр Радион Букаев приезжал в Братск на предфестивальную подготовку «Лёгкого способа…», чтобы уточнить несколько сюжетных линий. 

– У меня впервые такое – возвращаться к спектаклю через год после премьеры. Это новый опыт, который я ещё не осознал, но могу сказать точно – удовольствие от репетиций получил, с актёрами есть контакт. Очень хорошо, что театр едет на фестивали. Театру нужно видеть мир, открывать новое понимание, новые возможности… Фестиваль – это такой творческий, мозговой, душевный штурм, который обязательно даст рывок в росте. Понятно, что ездить финансово сложно. Но тогда это чудо, что в такие непростые времена Братскому театру удалось принять участие в фестивале. 

О своих фестивальных впечатлениях актёры рассказали журналистам на пресс-конференции по итогам сезона. 

Виктор Головин, актер:

– Это была большая работа. Спектакли, тренинги, мастер-классы – всё в непрерывном режиме. Мы смотрели, учились. Наш театр уже участвовал в этом фестивале, но очень давно. В 1990-е годы Ольга Николаевна Ленец играла моноспектакль «Человеческий голос». Так что можно сказать – мы были новичками. Все другие театры-участники приезжают на этот фестиваль чуть ли не каждый год. Они знают его формат, могут себе позволить год работать над фестивальным спектаклем, готовятся специально. У нас другая ситуация. Но фестивали нам очень нужны. Мы развиваемся – развивается театр, и город становится более театральным. Уже сейчас мы видим, что в театр стали больше ходить, особенно молодёжь. Я это и без социологических опросов вижу со сцены. Всё, чем мы напитались, мы вложим в работу – для них, для наших зрителей. 

Сергиев Посад. «В звёздное небо из Братска…»

«Вы думаете, мы в городке, среди освещённых лампами домиков? Нет, мы среди звёзд. Вот там кто-то идёт по мосткам. Остановить его, спросить: где ты? Скажет: в Здесевске. И не знает подлец, что не в Здесевске он, а во вселенной. Ведь вот подумать только: все звёзды, сколько ни есть, смотрят на нас, а мы когда-когда глянем на них? И то так – на полсекунды, случайно. Ведь это даже невежливо – не отвечать на взгляд…»

Из спектакля «Созвездие Пегаса» по рассказам Сигизмунда Кржижановского. 

Если фестиваль в Дубне у братской труппы ассоциируется с напряжённой работой, то «У Троицы» – это праздник для души. Тёплый прием, большой интерес к братчанам, великолепная Троице-Сергиева лавра… И, главное, – горячий отклик на спектакль «Созвездие Пегаса». В самом деле, драматургия непростая. Это инсценировка московского режиссёра Валерия Шевченко по произведениям писателя, философа, теоретика театра Сигизмунда Кржижановского – автора, который творил в первой половине двадцатого века и которого стали публиковать только сейчас. Современники-литераторы высоко ценили Кржижановского, сравнивали его с Кафкой, Камю, Борхесом. Но он не увидел ни одной своей изданной книги. Первая вышла через 39 лет после его смерти. «С сегодняшним днём я не в ладах, но меня любит вечность», – говорил о себе сам писатель. Новеллы Кржижановского – ярчайший образец интеллектуальной прозы, обращённой к вечным загадкам бытия. Спектаклей по Кржижановскому – единицы. И можно смело сказать, что постановка БДТ «Созвездие Пегаса» – редкий эксперимент отечественного театра. Спектакль решён в жанре литературного клуба, актёры читают и играют пять рассказов – полностью, каждое слово автора. Далеко не все зрители готовы воспринимать такой материал. В Братске, бывало, уходили… Поддержать труппу приехал в Сергиев Посад режиссёр Валерий Шевченко:

– Люблю Братский драматический театр, его актёров, его службы – то, как они точно и профессионально работают. При встрече на фестивале мне показалось, что они устали. Это объяснимо – пройден театральный марафон в Дубне, конец сезона. Я переживал, что эта усталость перенесётся на сцену. А когда смотрел, поймал себя на мысли, что они просто внутренне готовились, копили энергию… Спектакль прошёл на одном дыхании, были, конечно, от волнения маленькие неточности, но их покрыло огромное желание рассказать простые истории сложным литературным языком Кржижановского.

Показ шёл внепланово, ещё до церемонии открытия фестиваля, на окраине Сергиева Посада. Братчане были просто поражены, когда весь 300-местный зал оказался заполненным и сверх того в ход пошли приставные стулья. Поражены и тем, как зал чутко откликался, как вслушивался и воспринимал, а в итоге, что называется, искупал в овациях. Более того, на обсуждение после спектакля пришли не только театралы-специалисты, как это обычно бывает, но и обычные зрители. Разбор вела Нина Шалимова, председатель жюри, доктор искусствоведения, преподаватель Российского университета театрального искусства (ГИТИС):

– Рада знакомству с вашим театром. Могу поздравить организаторов с очень достойным спектаклем, который открыл афишу фестиваля. Взят очень трудный материал. Наверное, отправляться в звёздное небо из Братска – самое то… То, что надо для существования в таком легендарном месте. Когда видишь в афише фамилию вроде Кржижановского – думаешь: ой. Сейчас начнётся – мы все другие, мы вам покажем. А сегодня получился очень ясный, уважительный разговор со зрителем. В основе этого спектакля, что меня особенно привлекает,– доверие к зрителю, что он всё правильно поймёт, откликнется, примет эту историю, которая проходит через все рассказы. Здесь почти нет актёрских работ в том смысле, что актёр исполняет роль. Здесь каждый актёр играет спектакль. Это очень трудно достигается. Это достигается, когда свойственные театру как творческому учреждению противоречия, ревности, соперничества, недовольства находятся внутри нормы, когда они не зашкаливают. И вот эта какая-то высокая норма существования театра отразилась в спектакле, как в линзе. Здесь работают очень честно. Нет синтетики, имитации – это так радует душу. Понимаешь, что театр – не организация, не социальный институт. Это способ жизни. И я подумала: как в Братске правильно живут актёры!

А братские артисты отмечают – никогда ранее им не доводилось слышать такой полный разбор спектакля, какой сделала Нина Шалимова: каждую новеллу, по фразам, по способам актёрской подачи, с глубочайшим знанием театрального дела и прозы Кржижановского. Закончила председатель жюри своим резюме – «живой театр». Интересно, что вот это слово – «живой» – критики не однажды произносили в оценке Братского драматического. Так было в 2008 году, на десятидневных успешных гастролях театра в Красноярске: «Братский театр – непосредственный, живой и экспериментальный». Так писал Сергей Захарян в статье, посвящённой работе БДТ: «Живой театр. Душа города». Это же отметила Лора Тирон, высказываясь о спектакле «Провинциальные анекдоты» режиссёра Сергея Куцевалова: «Нам неведомо, какими путями актёры идут к результату, как лепят они, будто скульпторы, своих персонажей, но всякий раз, когда видишь на сцене не ходульных героев, а живых, из плоти и крови, заставляющих нас по-настоящему переживать, смеяться, плакать, то есть верить им, то всякий раз невольно испытываешь чувство благодарности к тем, кто заставил поверить, душевно очиститься, рассмеяться».

Всего во II международном театральном фестивале «У Троицы» приняли участие полтора десятка театров из разных регионов России, а также из Франции. Результаты огласили на торжественной церемонии закрытия. Четыре спектакля стали победителями основных номинаций фестиваля: Мытищинский театр кукол «Огниво»; Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова; Молодёжный театр «Предел» из Скопина Рязанской области. И Братский драматический театр с формулировкой «За художественное воплощение идеи русского космизма». Диплом и приз – бронзовую статуэтку работы скульптора Сергея Снежина – привезла в Братск директор театра Любовь Кудряшова.

29-й предъюбилейный сезон уже вошёл в историю театра как фестивальный. Кроме всероссийского и международного, был в нём еще первый межрегиональный фестиваль памяти драматурга Владимира Гуркина в Черемхове (ноябрь 2014-го). Тогда актёр и режиссер Сергей Терпугов стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль». 

Фестивальный путь продолжается. Братский драматический театр получил приглашение принять участие в X Международном фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова, который пройдёт в сентябре 2015 года в Иркутске. Туда поедет «Лёгкий способ бросить курить». Актёры и режиссёр не раз говорили, что этот спектакль – про Братск прежде всего. Что есть в нём некоторые тексты и действия, которые могут быть понятны только братчанам. Но вот после показа в Дубне к труппе подошла зрительница из Москвы: «А ведь это про нас, про москвичей!». Возможно, иркутяне скажут то же самое применительно к себе. Потому что всё настоящее театральное творчество – про жизнь каждого сидящего в зале человека. Про всех нас. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры